parkis

Качество и духовность Прикосновение к проблеме

идет о том, что неравнодушный создатель продукта закладывает в него при изготовлении некие реальные, т.е. материальные свойства, вызывающие у потребителя этого продукта ощущение удовольствия, психологического комфорта или осознаннологическую реакцию, заставляющую восхититься качеством изделия и оценить мастерство, с которым оно создано. Естественно, о «духовности продукции» можно говорить лишь в случае, когда последняя наделена некоторой группой свойств, способных вызывать положительную этическую и (или) эстетическую реакцию человека-потребителя.

Одну из форм духовности продукции допустимо назвать потенциальной. Потенциальная духовность продукции представлена заложенной в нее группой таких свойств, которые смогут вызвать (а могут и не вызвать) у потребителя отмеченные выше реакции при ее потреблении. Но объективно эти свойства в продукции присутствуют.

Существует, наконец, и реальная духовность продукции. Она образуется в момент использования предмета, обладающего свойствами потенциальной духовности, и возникает тогда, когда человек ощутил и оценил эту группу свойств духовности продукции.

Приходится подчеркивать последнее обстоятельство, так как, к сожалению, весьма многочисленны случаи, когда потенциальная духовность продукции не превращается в реальную из-за неспособности или неподготовленности потребителя.

Существует, на наш взгляд, еще одна форма духовности продукции. Ее можно назвать предполагаемой, создаваемой нашим воображением по поводу еще не существующего изделия или изделия, реально имеющегося, но еще не контактировавшего с потребителем. Данная форма духовности связана с формулированием и выдвижением требований к качеству будущей, планируемой к производству продукции. Или же — с предвкушением встречи с существующей продукцией, например, перед тем, как отправиться за покупкой или при формировании технических заданий на разработку стандартов или новой продукции.

СОЗДАТЕЛЬ И ПОТРЕБИТЕЛЬ

Не следует думать, что духовное восприятие продукции потребителей тождественно одухотворенности труда создателя, производителя продукции. Это разные вещи.

Для пояснения придется рассмотреть такие явления, как одухотворенность производителя продукта и одухотворенность его потребителя.

Обычно под одухотворенностью понимается способность человека стремиться к чему-то возвышенному, лучшему, обладающему красотой. В нашем случае одухотворенность видится, с одной стороны, как способность и стремление к творческому, в высоком смысле слова, созданию высококачественного, лучшего, красивого продукта, а с другой (т.е. со стороны потребителя), — как его способность и стремление ощутить, осознать все лучшее, красивое, возвышенное, что есть в созданном и предложенном ему продукте.

Таким образом, одухотворенность товаропроизводителя стимулирует его труд, который, в конечном счете, воплощается в высококачественном продукте. Одухотворенный же потребитель скорее и глубже ощутит, осознает присутствие в качестве продукта свойств его одухотворенности.

Со значительной степенью уверенности можно утверждать, что только при высоком уровне духовности субъектов создания продукции и высокой духовности субъектов потребления, опираясь на адекватность этих двух духовных содержательностей, можно достичь наибольшей эффективности в управлении качеством. Вот почему в теории и практике управления качеством стремление к адекватности духовной содержательности в сфере производства и в сфере потребления должно занимать подобающее их значению место.

ВТОРОЕ РЕЗЮМЕ

Деятельность по качеству прямо или косвенно сказывается, по крайней мере, в четырех крупных областях проявления духовности:

образ жизни;

потребности отдельного человека, социальных групп и общества в целом;

духовность создателей и производителей товаров, продукции и услуг;

потребление.

ПОТРЕБНОСТИ И ПОТРЕБИТЕЛЬСТВО

В этой области деятельность по качеству сталкивается со сложнейшим переплетением социально-экономических вопросов с закономерностями роста качества. Во многих случаях они выходят далеко за пределы работы по улучшению качества конкретных изделий и носят глобальный характер. Например, известно, что идеологи потребительского общества видят общественный прогресс в неудержимом стимулировании потребностей. Наслаждение праздностью, механизированным комфортом, по их мнению, должно составлять основное содержание жизни человека, определяя ее уровень и образ. Как следствие этой установки, должен происходить неудержимый рост