parkis

Качество и духовность Прикосновение к проблеме

как воспроизводителя материальных и духовных потребностей, а с другой, — как производителя продуктов, удовлетворяющих эти потребности. Для специалистов, для организаторов производства и торговли духовность в ее позитивном содержании выступает как один из факторов, существенно влияющих на отношение к миру создаваемых и продаваемых вещей, как фактор побуждающий к добросовестной совместной работе, к добрым взаимоотношениям людей, к сдерживанию низменных потребностей и развитию потребностей новых, более разумных и облагороженных, а следовательно, к улучшению качества продукции, качества образа жизни.

ПЕРВОЕ РЕЗЮМЕ

Таким образом, для деятельности в области качества позволим себе назвать такие формы проявления духовности, как:

этическая и эстетическая воспреемственность и искренность;

мораль в широком позитивном смысле;

профессиональная приверженность Качеству;

уважительность к позиции, запросам и возможностям заказчика, потребителя;

гражданственность.

Мы вправе предположить, что по мере разработки проблемы будет раскрываться содержание перечисленных форм, а также будут познаны и многие другие составляющие духовности в области качества.

НЕКОТОРЫЕ ИДЕИ И СУЖДЕНИЯ НАШИХ ПРЕДШЕСТВЕННИКОВ

В значительной степени расширению кругозора и более углубленному пониманию проблематики качества и духовности помогут суждения отечественных и зарубежных философов и мыслителей прошлого. В числе отечественных авторов следует назвать, например, А.И. Ильина, Вл. Соловьева, Н.Я. Данилевского, Н.О. Лосского, Н.А. Бердяева. Мы еще долго будем иметь счастливую возможность находить в трудах этих и ряда других ученых идеи и суждения для плодотворной разработки проблематики качества продукции, товаров и услуг.

Приведем несколько высказываний из произведений глубоко уважаемого нами Ивана Александровича Ильина.

В работе «О воспитании в грядущей России» он пишет: «Верна и духовно значительна возможность, когда человек искренно, цельно и деятельно предан Предметной цели, т.е. делу Божьему на земле, например, церкви, науке, искусству, духовному воспитанию своего народа, организации справедливой жизни, спасению своей Родины, выработке свободного и справедливого права».

В другой его работе «О справедливости и католицизме» читаем: «Русское искусство целиком выросло из свободного сердечного созерцания: наречие русской поэзии и мечты русской прозы, и глубина русской живописи, и искренний лиризм русской музыки, и выразительность русской скульптуры, и одухотворенность русской архитектуры, и чувствительность русского театра. Дух христианской любви проник и в русскую медицину с ее духом служения, бескорыстия, индивидуализации пациента, братского отношения к страдающему; в русскую юриспруденцию с ее исканием справедливости; и в русскую математику с ее предметной созерцательностью».

«Религиозному духу везде место, где живет и творит человек, — утверждает И.А. Ильин в другой своей работе «Опасности и задания русского национализма», — во всяком светском деле: в искусстве и науке, в государстве и торговле, в семье и на пашне».

Думается, современного читателя не смутит то обстоятельство, что я привожу эти слова Ивана Александровича. «Религиозный дух» это не только мистическое явление. Слово «религия» происходит от латинского religio — и означает оно также — благочестие, мировоззрение, мироощущение, а церковь — это союз людей общих взглядов. С такой точки зрения улучшение качества продукции товаров и услуг выглядит как благочестивая, благородная деятельность по удовлетворению потребностей, имеющая в своей основе определенное мировоззрение, учитывающая мироощущение людей и организующая их совместный труд. Таким образом, употребление словосочетания «религиозный дух» применительно к рассматриваемому предмету, на наш взгляд, вполне уместно. Заметим, кстати, что И.А. Ильин, раскрывая содержательную сущность духовности в названной выше работе, использует знаменательный во многих отношениях термин — «моральная доброкачественность». Смысл и содержание этого понятия требуют тщательного обдумывания.

О РЕАЛЬНОЙ И ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ДУХОВНОСТИ

Применительно к деятельности в области качества продукции духовность, на наш взгляд, выступает в нескольких видах и формах. В интересах описания и возможной в последующем классификации этих форм введем термин «духовность продукции» и попробуем дать ему толкование. Это ни в коей мере не означает, что мы приписываем предметам материального мира некие мистические свойства. Речь