духовности качества образа жизни, в том числе и применительно к качеству продукции, товаров и услуг, следует определиться с общим пониманием духовности, тем более что здесь много неясного, неоднозначного, в немалой степени и забытого. Объясняется такое положение чрезвычайной сложностью объекта и тем, что в последние десятилетия категория духовности практически не попадала в поле зрения исследователей, философов, общественности.
Для уяснения вопроса обратимся к Словарю русского языка, изданного в 1985 г. Там сказано: «Духовность — устар. означает: «Духовная, интеллектуальная природа, сущность человека, противополагаемая его физической, телесной сущности».
Читатель, обратите внимание — ДУХОВНОСТЬ — устаревшее слово! И другое: духовность — это интеллектуальная природа человека, но она не сопрягается с его телесной сущностью, а ПРОТИВОПОСТАВЛЯЕТСЯ ей. Таким образом, духовность и телесная сущность человека не сочетаются друг с другом. Более того, они противопоставляются друг другу.
Не добавляет ясности и Большая советская энциклопедия. Там сказано: «Дух — это философское понятие, означающее невещественное начало в отличие от материального, природного начала».
При рассмотрении этих двух определений неясностей не становится меньше, наоборот, они многократно увеличиваются. В самом деле, в одном определении духовность — «природная сущность человека», в другом — «невещественное начало».
Если за исходную позицию взять приведенные определения, то продвинуться в разработке проблематики качества и духовности вряд ли удастся, и мы либо получим искаженную картину, либо запутаемся. Из этих определений мы не только не узнаем, что такое духовность, дух, но, более того, — нас подталкивают к рассмотрению человека как существа раздвоенного, не способного к единству восприятия качества и духовности.
В современной литературе не удалось найти ни перечня, ни описания элементов, наполняющих понятие «духовность», ни его структуризацию. Это еще больше усложняет задачу. Одновременно укрепляется ощущение, и практика дает достаточно оснований к тому, чтобы эффективно и реально использовать фактор духовности в деятельности по улучшению качества отечественной продукции и повышения ее конкурентоспособности.
Независимо от того, является ли дух продуктом мыслительной, психологической, эмоциональной деятельности органической материи, воплощенной в человеке, или означает «невещественное начало», допустимо предположить, что он представляет некоторое сочетание элементов с изменчивой структурой. На основе жизненного опыта можно утверждать, что когда мы говорим о духе, то имеем в виду: интуицию, воображение, созидательное начало, эмоции, волю. Дух — внутреннее состояние, сила отдельного человека или коллектива в целом. Он выступает как осознанная или эмоционально проявляемая движущая сила деятельности людей.
Приняв высказанную точку зрения, духовность можно будет определить позитивно как содержательное проявление духа. При этом нетрудно представить себе, что позитивное проявление духа обладает неким качеством, тогда мы получаем возможность говорить о силе духа и, напротив, — о бездуховности.
О ЕДИНСТВЕ И ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ ДУХОВНЫХ И МАТЕРИАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
Как известно, в обществе и в индивидуальной жизни отдельного человека существуют и естественным образом сочетаются материальные и духовные потребности. В деятельности по качеству так или иначе мы осознанно или стихийно исходим из диалектического единства материальных и духовных потребностей. В то же время, несмотря на то, что их сочетанию свойственны противоречия, не следует противопоставлять их друг другу. В методическом же плане мы имеем право, а порой и просто необходимость их рассматривать самостоятельно. Но это не меняет принципиального взгляда на единство духовных и материальных потребностей, единство духовного и материального.
В своей видимой, «грубой» форме работа по улучшению качества часто видится как деятельность сугубо материальная. Но это свидетельствует лишь об узости наших взглядов, ощущений и восприятий. Такой взгляд обусловлен концентрацией усилий и внимания на создании и производстве материальных носителей видимых в первую очередь свойств, которые способны удовлетворять определенные потребности. Такой взгляд является общепринятым, он, можно сказать, господствует в общественном сознании и закреплен в стандартах.
С позиции проблематики качества и духовности правильнее будет видеть человека, с одной стороны, как носителя, а точнее,