выразить, тем отчетливей становится эта форма. Следовательно, эти образы — "творения сотворен¬ных", будут вводить в заблуждение целые поколения провидцев, стремящихся постигнуть духовную природу, глу¬бочайшую суть любой формы жизни и заблуждаясь в отно¬шении самой абстрактной сущности, которую они будут относить к высшим уровням. Однако, Высшие Планы в дейс¬твительности недоступны ищущему взору медиума. Они вос¬принимаются лишь чистой интуицией.
9. Примитивный интеллект древнего человека поклонял¬ся этим образам — великим силам природы, определявшим его материальное благополучие, — привязывая себя к ним. Позднее эта связь развилась в канал, посредством которого представляемые образами силы вливались в душу человека, стимулируя соответствующие движущие импульсы
его нату¬ры и развивая их. Ритуалы этого поклонения, достигшего вы¬сокой степени организации и интеллектуализации — как, например, в древней Греции и Египте — создали чрез¬вычайно конкретные и действенные образы. Именно они обычно воспринимались в качестве богов. Поколения обожа¬телей и поклонников порождали чрезвычайно сильный образ почитаемого бога в астральном мире. Если поклонение соп¬ровождается жертвой, образ нисходит еще на одну ступеньку уровней вниз —в проявление —и приобретает форму плот¬ных эфирных созданий Йесод. Он является очень мощным магическим объектом, способным действовать уже самос¬тоятельно при условии одушевления конкретными идеями, генерируемыми в Ход.
10. Таким образом, в основе любого небесного существа, постигнутого разумом человека, находится определенная сила природы. На базе этой силы строится представляющий ее символический образ, одушевляемый и активизируемый самой силой. Конкретный образ является лишь одним из воз¬можных представлений, по той или иной причине удобным для человеческого разума. Однако, та сила, которую этот образ представляет и которая одушевляет его, является впол¬не реальной вещью и может очень мощно проявляться при определенных обстоятельствах. Другими словами, хотя фор¬ма представления богов является плодом чистого вооб¬ражения, связанная с ней сила реальна и активна.
11. Этот факт является ключом не только к талисманной магии в самом широком смысле этого слова, включая освященные объекты, используемые при ритуалах и для медитации, но также ко многим явлениям в жизни, которые мы можем без труда обнаружить, но не можем объяснить. В ортодоксальной религии он проясняет массу вещей, совер¬шенно реальных для верующего, но абсолютно необъяс¬нимых и абсурдных для неверующего.
12. В Нецах, однако, представлена наиболее тонкая фор¬ма этих вещей, и они постигаются скорее «пронизанными верой размышлениями», чем «очами интеллекта ». В Сфере Ход выполняются все виды магических операций, при которых в интеллект погружаются тонкие и мимолетные образы с целью придания им формы и постоянства, но в Сфере Нецах число подобных манипуляций невелико. В Нецах всем божественным формам поклоняются с помощью различных видов искусств, не постижимых философскими методами. Тем не менее, для всех практических целей невозможно рас¬сматривать порознь влияния Ход и Нецах, поскольку они образуют функциональную пару, аналогично Гебура и Хесед, двум сторонам метаболизма — катаболической и анаболической. Ход неявно присущи функции Нецах, потому что Нецах эманирует Ход, и силы, развившиеся в процессе эволюции в Сфере Нецах, являются базисом качеств Ход. Следователь¬но, все магические операции Сферы Ход работают на базисе тонких жизненных форм Нецах. Поскольку человеческий интеллект прорабатывает Сферу за Сферой снизу вверх, существенная часть потенциала Ход перенесена в Нецах пос¬вященными душами, опередившими эволюцию. Поэтому эти две сферы невозможно четко разделять и классифицировать, однако, в каждой из них очевидным образом преобладает конкретный вид функций.
13. В контакт с Нецах нельзя войти ни с помощью философского восприятия ее существования, ни путем обыч¬ного образотворческого анимизма. Единственный путь к ней —«со-чувствование», которое так живописно отразил Алгернон Блэквуд в своих новеллах, вобравших очень многое из Сферы Нецах. Именно посредством танца, звука и цвета можно вызвать ангелов Нецах и вступить с ними в контакт. Поклонник любого из богов Сферы Нецах добивается общения с объектом своего обожания с помощью искусств. В соответствии с уровнем его артистизма в той или иной облас¬ти и способностью представить в ней символически свое божество он сможет войти с ним в контакт и ощутить