ссылки в работах «А.Е.», я считаю, что он имел право использовать эти инициалы как член кружка учеников, вос¬питанных на мистической Каббале. Во всяком случае, то, что он пытается поведать, является полноценной каббалистичес¬кой доктриной и чрезвычайно поучительно с точки зрения настоящего обсуждения.
26. Д-р Юнг может сообщить массу сведений о мифотворческой способности человеческого разума; оккультист знает, что эти сведения верны. Оккультист знает также, что на основе этих сведений можно сделать выводы, прос¬тирающиеся далеко за горизонты психологии. Разум поэта или мистика, размышляющего о великих силах природы или факторах проявленной вселенной благодаря творческому использованию воображения, проникает гораздо глубже в тайные основы и пружины бытия, чем разум ученого. Неда¬ром воображение различных народов связывает определен¬ных животных с определенными богами. Краткое изучение выше упомянутых работ поможет увидеть основу для подоб¬ных ассоциаций. Голуби Венеры отражают ее кроткий ас¬пект, а дикие кошки — ее губительную красоту.
27. Ассоциация растений с различными Путями отличается двойственностью. Во-первых, существуют рас¬тения, традиционно связываемые в легендах с богами, нап¬ример: хлебные злаки — с Церерой, вино — с Дионисом. Мы обнаруживаем, что подобные растения приписаны к тем Сфирот, с которыми связаны функции соответствующих богов: зерновые — с Малкут, вино — с Тиферет (Христом), центром всех Богов-жертв, дарующих просветление.
28. Есть также другой способ соотнесения растений с Сфирот —в соответствии со старым учением о признаках, которое несколько беспорядочным образом связывает раз¬личные растения с определенными планетами. В некоторых случаях эти ассоциации были правильными, в других — произвольными и основанными на суевериях. Гулпеппер и другие древние знатоки трав могут многое сообщить по этому вопросу. Некоторые очень интересные исследования были выполнены также на экспериментальных фермах Антропософского общества.
29. Аналогичным образом с различными Сфирот связываются определенные лекарства. Здесь мы снова долж¬ны отличать суеверное от мистического. Подобное приписы¬вание не всегда обосновано экспериментом, но мы можем смело сказать, что целые классы лекарств можно относить к определенным Сфирот, поскольку они отражают природу конкретных видов воздействий, связываемых с этими Сфирот. Например, все афродизиаки, то есть усилители полового влечения, можно обоснованно отнести к Нецах (Венере), а все средства, вызывающие выкидыш, — к Йесод в аспекте Гекаты; анальгетики, то есть обезболивающие средства, — к Хесед (Меркурию), а раздражающие и едкие вещества — к Гебура (Строгости).
30. Вышесказанное открывает очень интересный подход к анализу фармакологии; основанному на учете психического и физиологического аспектов действия лекарств. Именно этот аспект специально исследовали целители-посвященные, такие как Парацельс. Невежественная и суеверная оценка этого подхода непосвященных целителей привела к отк¬лонению народной медицины с магистрального пути.
31. Оккультист знает, что в каждом физиологическом действии или функции присутствует психологический ас¬пект. Он знает также, что можно существенно усилить воз¬действие всех лекарств с помощью соответствующих мен¬тальных действий и что определенные химически инертные вещества можно эффективно использовать для передачи и хранения ментальной энергии — как используют диэлект¬рики и проводники электричества.
32. Логика рассмотрения подводит нас к вопросу о связи определенных драгоценных камней и металлов с различными Сфирот в астрологическом и алхимическом планах. Как хорошо известно медиумам, кристаллические структуры, металлы и определенные
жидкости являются наилучшей сре¬дой для передачи или хранения тонких сил. Цвет играет важ¬ную роль в видениях, порожденных медитацией на различ¬ных Сфирот. Опытным путем обнаружено, что для изготов¬ления конкретного талисмана наилучшим материалом часто является кристалл определенного цвета, например: кроваво-красный рубин — для яростных марсианских сил Гебура и изумруд —для Зеленого Луча сил природы Нецах.
33. Запахи, особенно запах ладана, также связаны с раз¬личными Сфирот. Как уже отмечалось, каждой Сфере на Древе приписаны определенные духовные переживания и состояния сознания. Хорошо известно, что ничто не может сравниться с запахами по силе воздействия на психику и стимуляции чувственного восприятия. «Запахи надежней, чем