Десяти Священ¬ным Сфирот, а другой — Двадцати Двум Путям, соединяющим их. Некоторые из этих символов, однако, входят в оба состава. Все они взаимосвязаны своими астрологичес¬кими и числовыми рядами. Этот комплекс кажется весьма сложным, но на практике он довольно легко усваивается, поскольку здесь работа выполняется не в сознании, а в под¬сознании. При данном подходе, почти независимо от способа погружения символов в подсознание, некий демон, сидящий за спиной нашего цензора, рассортировывает их. Он отбирает нужное и отбрасывает лишнее до тех пор, пока, наконец, в сознании не всплывает весьма цельная картина, нуж¬дающаяся, подобно сновидению, в дополнительном анализе для конкретного осмысления.
10. Возникающее благодаря Древу видение —это своего рода преднамеренный сон наяву со специфическим сюжетом, благодаря которому пробуждаются и становятся доступны осознанию не только глубина подсознания, но и сверхсоз¬нательные восприятия. В обычном сновидении символы слу¬чайно извлекаются из прошлого опыта. При каббалистичес¬ком видении, однако, картина возникает на основе конкрет¬ного набора символов, с которым подсознание жестко связано привычным навыком сосредоточения. Именно эта особая способность давать разуму волю в определенных пре¬делах является основой техники оккультной медитации, ко¬торой можно овладеть только в ходе упорных многократных тренингов. Именно стаж практики определяет различие меж¬ду опытным и необученным оккультистом. Нетренированный человек, возможно, способен увести подсознание из-под кон¬троля сознания и посему позволить явиться видениям, но не обладает способностью ограничивать и выбирать образы. В результате может явиться все что угодно, включая разнооб¬разные фрагменты содержимого подсознания. Опытный же оккультист, отработавший в медитациях рассматриваемый метод, способен мгновенно (при отсутствии опасных эмоций) воспарить над заурядным содержанием подсознания. Даже при наличии эмоций метод защитит его, поскольку ошибка в символике образа немедленно распознается при помощи своеобразного стандарта.
11. При изучении Древа учащийся должен всегда осмыс¬ливать каждую Сфиру в трех аспектах, о которых мы уже упоминали, — философском, психическом и магическом. С этой целью он прежде всего должен думать о ней как о сим¬волическом описании эволюции космоса. Эта эволюция мог¬ла проявиться в прошлом, может проявляться в настоящем или же даст о себе знать на уровне плотной материи в буду¬щем.
12. С этим аспектом Древа также связаны любопытные тексты «Сефер Йецира», для каждого Пути — свой. Произ¬носимые при медитации слова этих чрезвычайно загадочных высказываний обладают необычайной способностью вызы¬вать мгновенные просветления. На первый взгляд совершен¬но невразумительные и нелепые сентенции ни в коем случае не должны игнорироваться.
13. Другой источник просветления следует искать в дополнительных названиях Сфирот. У различных Сфирот от одной до трех дюжин таких названий. Эти выразительные имена, рассеянные по каббалистическим текстам древними раввинами, сообщают нам очень много. Например, отно¬сящиеся к Кетер названия «Сокрытое Сокрытого» или «Пер¬вичная Точка» очень многое говорят тому, кто знает, где искать.
14. Зная символику, мы можем различным Сфирот пос¬тавить в соответствие богов других систем и, руководствуясь символами, функциями, космическими концепциями и мето¬дами поклонения последним, освежиться в потоке озарений. При наличии усердия и хорошего мифологического словаря или энциклопедии вроде «Золотой
Ветви» Фрезера, «Тайной Доктрины» и «Разоблаченной Изиды» Блаватской мы можем разгадать массу загадок, вначале казавшихся нераз¬решимыми. Это прекрасное упражнение. Схема Древа, кото¬рая благодаря его форме заставляет видеть вещи во взаимосвязи, способствуя их взаимообъяснению, — особо ценный инструмент в подобных применениях.
15. Манипулируя (в психическом аспекте) Древом и его Путями, оккультист использует образы, с помощью пробуж¬дающих имен которых вызывает видение. Он связывает с каждой Сфирой первичный символ — так называемый Магический Образ. Затем в своем сознании он связывает с ней геометрическую форму, воплощающую разными спосо¬бами ее характеристики, и создает символы, используя эту форму в качестве базиса. Например, Гебура —Марсу, Пятой Сфире, присвоен пантакль или Пентагон. Любой символ Ге¬бура — будь то талисман, алтарь Марса или ее ментальный образ, должен иметь форму пантакля, окрашенного в один из цветов цветовой шкалы