древние рав¬вины, первый из этих источников является телом традиции, второй — ее рациональной душой, а третий — бессмертным духом. Люди невежественные могли с пользой читать пер¬вый, просвещенные изучали второй, но мудрые сос¬редоточивались на третьем. Очень странно, что христианские
интерпретаторы Ветхого Завета никогда не искали ключей в Каббале.
12. При жизни Христа в Палестине существовали три школы религиозной жизни: фарисеи, саддукеи (которые час¬то упоминаются в Евангелии) и ессеи, о которых мы почти ничего не знаем. Согласно одному из апокрифов, мальчик Иисус, сын Иосифа, в двенадцать лет, когда масштаб Его личности был осознан учеными-теологами, услышавшими Его речь в Храме, был послан ими в общину ессеев возле Мертвого моря с целью обучения мистической традиции Израиля. Он оставался там, пока не пришел в тридцатилет¬нем возрасте к Иоанну принять крещение в реке Иордан перед началом выполнения Своей миссии. Если это так и было, что вполне возможно, то заключительные слова молит¬вы «Отче наш» наполнены каббалистическим смыслом.
Сфирот: Малкут — Царство, Ход — Сила, Нецах — Слава —образуют базовый треугольник Древа Жизни, с Сфирой Йесод (Основанием, или Хранилищем Влияний) в центре. Каждый, кто произносит эту молитву, невольно пользуется Каббалой.
13. Христианство черпает эзотеризм в гностицизме, кото¬рый многим обязан как греческой, так и египетской мысли. На примере системы Пифагора мы убеждаемся в приспособ¬лении принципов Каббалы к греческому мистицизму.
14. Экзотерическая, то есть подчиненная государству часть христианской Церкви преследовала и искореняла ее эзотерическую ветвь, уничтожая все ее следы повсюду, куда только дотягивались руки, с целью изъять само упоминание о гнозисе из человеческой истории. Есть письменные свидетельства того, что купальни и бани Александрии в течение шести месяцев отапливались манускриптами великой библиотеки города. До нас дошла лишь очень малая часть духовного наследия древних мудрецов, ибо варвары бук¬вально сравняли его с землей, и только в результате тщатель¬ных археологических раскопок поглощенных песками раз¬валин мы вновь открываем для себя былое величие поз¬нающего духа.
15. Вплоть до начала ослабления диктата Церкви в пят¬надцатом веке иудейские мудрецы опасались доверять бумаге свои мысли и знания. Ученые утверждали, что Каббала является средневековой подделкой, поскольку не было доказательств ее преемственной связи с найденными мануск¬риптами. Те же немногие, кто имел хоть какое-то представ¬ление о практической деятельности эзотерических братств, допускали, что все сведения о вселенной и человеческой душе можно закодировать с помощью символики, совершен¬но бессмысленной для непосвященных. Эти странные древние схемы могли передаваться из поколения в поколение, сопровождаясь устным объяснением, своеобразной дешифровкой, потерять которую невозможно. В случае сомнений в точности объяснения какого-либо важного момента всегда можно обратиться к священному символу Принципы медитации-размышления о смысле этого символа переда¬вались из поколения в поколение. Мистику хорошо известно, что, сосредоточившись на символе, имеющем некий глубин¬ный смысл, он получит доступ к основополагающей идее, даже если смысл используемого символа никогда не был разъяснен ему носителями устной традиции, передаваемой от учителя к ученику.
16. Система светского влияния Церкви была направлена не только на изгнание всех соперников из духовной области, но и на уничтожение их следов. Мы мало знаем о том, какие из семян мистической традиции проросли лишь для того, чтобы ростки их были безжалостно выкошены в Средние Века; но мистицизм внутренне присущ человеческой расе, и хотя Церковь уничтожала все корни традиции в душах своих последователей, тем не менее искренне верующие, состав¬лявшие цвет паствы, вновь и вновь открывали древнюю тех¬нику приближения души к Богу, создавая свою собственную особую Йогу, очень близкую к Бхакти-Йоге Востока. Католическая литература изобилует трактатами по мистичес¬кой теологии, которые, хотя и демонстрируют некоторое знакомство с высшими состояниями сознания, грешат наив¬ным пониманием физиологии этих состояний, что свидетель¬ствует о неизбежной слабости системы, не пользующейся в полной мере накопленным опытом.
17. Бхакти-Йога католической Церкви подходит только для людей, религиозных от природы и в высочайшей степени готовых к самовыражению вплоть до самопожертвования во имя любви. Но далеко