он стягивается в центр, ко¬торый является числом Один проявленных Сфирот, т. е. Кетер, Короной, первой Сфирой».
7. Мадам Блаватская позаимствовала из восточных источников понятие «Точка внутри круга», чтобы выразить Первый Этап Становления. Это понятие соответствует тер¬мину Иекудот Решимо у раввинов, другими словами, это Главная Точка, называемая также Кетер.
8. Но Кетер не задает положения в пространстве. Айн Соф Аур был назван кругом, центр которого находится вез¬де, а периферия — нигде. Это определение, подобно многим другим в оккультизме, довольно туманно, тем не менее оно предлагает разуму некоторый образ и поэтому выполняет свое назначение. Кроме того, Кетер (и все другие Сфирот) является состоянием или условием существования. Мы дол¬жны запомнить, что различные уровни вовсе не возвышаются друг над другом, поднимаясь к небесам подобно этажам здания, а являются условиями бытия, состояниями сущест¬вования различного типа, и хотя во времени они развиваются последовательно, в пространстве они существуют однов¬ременно. Существование всех типов бытия представляется в виде единичного бытия. Целесообразность такого представ¬ления можно увидеть, если вспомнить, что бытие человека связано с физическим телом, эмоциями, разумом и духом, находящимися в некоторый момент времени в одной точке пространства.
9. Хорошее символическое представление о Кетер дает наблюдение за кристаллизацией сахара в воде при пони¬жении температуры раствора ниже точки кристаллизации. Добавляйте в
сосуд с кипящей водой сахар до тех пор, пока он еще растворяется, а затем, давая ему возможность осты¬вать, наблюдайте за появлением кристаллов. Если вы дейст¬вительно проделаете этот опыт, а не просто прочитаете о нем, вы получите образ, с помощью легче представить Первое Проявление из Первичного Непроявленного. Вначале раст¬вор прозрачен и не имеет никакой формы, и вдруг в нем происходит какое-то изменение и начинают появляться твер¬дые, имеющие форму кристаллы, которые можно разглядеть. Аналогично мы можем представить себе появление изме¬нения в Безграничном Свете, или кристаллизацию Кетер.
10. В настоящий момент я не собираюсь углубляться в природу какой-либо Сфиры, а просто рисую схему Древа в целом. В данном курсе мы будем обращаться к основам неод¬нократно, до тех пор, пока не будет построена всеобъем¬лющая концепция. Процесс построения концепции проис¬ходит поэтапно. Если ученик не понял общий замысел изло¬жения, а мы тратим массу времени на описание деталей, то большая часть этого времени израсходована впустую, пос¬кольку учеником не было уяснено место этих деталей во всей системе. Сами раввины называют Кетер так: Сокровенная суть Сокровенного и Непостижимая Высота, указывая тем самым, что для человеческого разума получить знание о Кетер очень трудно.
11. Стоит отметить, что экзотерический иудаизм, не сов¬сем счастливым наследником заблуждений которого является христианство, вообще не содержит концепции Эманации, или перехода Сфирот из одной в другую. Его представители утверждают, что Бог создал море, горы и диких животных. (Мы же представляем себе этот процесс — если вообще его можно представить — как работу небесного мастера, прида¬ющего форму каждой новой фазе проявления и помещающего каждый конечный объект на отведенное ему место в мире). Эта концепция на сотни лет задержала развитие науки в Западной Европе. В конце концов люди науки вынуждены были выступить против религии, подвергались прес¬ледованиям за ересь, но затем все-таки пришли к концепции эволюции, уже давно ясно сформулированной и изучаемой в Мистической Традиции Израиля — традиции, с которой, несомненно, были знакомы авторы Ветхого Завета, пос¬кольку их работы полны ссылок на Каббалу.
12. В Каббале Бог не воспринимается как работник, шаг за шагом осуществляющий творение, а рассматриваются раз¬личные фазы существования в их последовательном раз¬витии. Каждая Сфира представляется в виде емкости, наполняемой жидкостью. При переполнении жидкость стека¬ет в емкость, расположенную ниже. Обратимся снова к Мак-Грегору Мазерсу. Он говорит о желуде, в котором спрятан еще один желудь с другими желудями внутри. Так же и каж¬дая Сфира содержит все потенции, или потенциальные воз¬можности всех других, следующих за ней Сфирот. Кетер содержит все остальные девять Сфирот; а Хокма, вторая Сфира, содержит потенции всех восьми Сфирот, следу¬ющих за ней. Но в каждой Сфире раскрывается только один аспект проявления, последующие остаются скрытыми,