свое объяснение в пятом, Эфире. Сог¬ласно общему учению эзотерической философии, любые четыре видимых состояния всегда коренятся в пятом, неви¬димом. Например, источник четырех Миров каббалистов — под Покровами Непроявленного. Только положив в осно¬вание, как первопричину, это неявное пятое и наделив его определенными атрибутами, дедуцированными из проявленных четырех, мы получаем возможность придти к понима¬нию их природы. Так в Сфире Йесод мы обнаруживаем неп¬роявленное пятое четырех стихий Сфиры Малкут, а именно: Огонь древних, соответствующий эфиру в современном понимании, так же, как Земля, Вода и Воздух соответствуют твердому, жидкому и газообразному состоянию материи.
6. Кроме того, Йесод, по учению каббалистов, следует рассматривать как вместилище эманации всех других Сфирот и как непосредственный и единственный проводник этих эманации в Малкут, на физический план.
Согласно «Сефер Йецира», функцией Йесод является очищение эманации, их утверждение и исправление; следова¬тельно, именно здесь завершаются все операции, имеющие целью исправление Сферы плотной материи или, во всяком случае, ее гармонизацию. Йесод, следовательно, является исключительно важной сферой для любого рода магии, кото¬рая направлена на получение результатов в физическом. мире.
7. Необходимо помнить, что влияние всех Сфирот стро¬го обусловлено самой их природой и что эта природа не может быть изменена за счет магического или колдовского воздействия, каким бы сильным оно ни было; мы можем только «исправлять» «замысел» отражений. Сами же отра¬женные вещи остаются при этом неизменными. Условия материального мира не могут, следовательно, быть произ¬вольно использованы даже высочайшей духовной силой, как верят те, кто молит Бога действовать в их интересах, лечить их болезни или давать дождь земле. Не более способен воз¬действовать на них самый могущественный чародей со всеми своими заклинаниями. Сфира Малкут доступна только через Сфиру Йесод, а та, в свою очередь, только через Сфиру Ход, где и конкретизируется «замысел» того или иного «отражения». Следует раз и навсегда избавиться от нелепой идеи, будто дух может непосредственно воздейст¬вовать на материю; это исключено. Дух действует посредст¬вом разума, разум — посредством Эфира, который, являясь остовом материи
и орудием жизненных сил, может быть использован лишь в соответствии с возможностями его при¬роды, которые, впрочем, почти безграничны. Все чудеса и сверхъестественные явления осуществляются, следовательно, посредством манипуляций с естественными свойствами Эфи¬ра, и если мы поняли его природу, мы сможем понять прин¬цип их осуществления. Это избавит нас от привычки приписывать такого рода явления прямому вмешательству Бога или активности духов, как мы не приписываем в наше время феномен сгорания активности флогистона, который предыдущее поколение считало принципом активности огня и наличие или отсутствие которого «доказывалось» тем, под¬вержено или не подвержено горению то или иное вещество. Теория флогистона, еще сравнительно недавно входившая в школьные программы, на сегодняшний день представляет интерес разве лишь для историков науки. Со временем совер¬шенно так же, как мы сегодня относимся к флогистону, люди будут относиться к различным психическим феноменам вроде «духовного исцеления».
8. При нынешнем состоянии нашего знания невозможно дать достаточно полную оценку природе Эфира Йесод. Мы можем, однако, кое-что сказать о нем на основании извест¬ных научных экспериментов, например, — экспериментов с эктоплазмой, близкой ему по природе. Фактически, эктоп¬лазму можно описать как органический Эфир, в противо¬положность эфиру физики, который является эфиром неор¬ганическим. Мы знаем, что эктоплазма с одинаковой легкос¬тью принимает форму, удерживает и оставляет ее — что показывает, что не форма определяет жизнь, а жизнь опреде¬ляет форму. Точно так же мы знаем, что эктоплазма может эманировать и поглощаться, хотя нам и не известны условия, управляющие этим феноменом. Эктоплазма, по существу, это разновидность эфирной протоплазмы, и мы с полным осно¬ванием можем представлять себе отношение Эфира, или Аст¬рального Света, к эктоплазме совершенно аналогичным отно¬шению эктоплазмы к протоплазме.
9. О собственной природе астрального Эфира мы, в сущ¬ности, знаем не больше, чем о собственной природе электричества, но опыт показывает, что эфир, несомненно, обла¬дает определенными свойствами. Мы не просто дедуцируем эти свойства —их существование потверждается