особый
смысл. Я приведу здесь только несколько примеров.
Холерический темперамент в своей активной полярности имеет по-
ложительные черты: активность, воодушевление, усердие, решитель-
ность, смелость, мужество, творческий потенциал, устремленность и
так далее. В отрицательной форме проявляются следующие черты: про-
жорливость, ревность, страсть, раздражительность, сварливость, не-
умеренность, стремление к уничтожению и так далее.
Сангвинический темперамент проявляет в активной форме прони-
цательность, старательность, радость, легкость, добросердечность, яс-
ность, беспечность, смешливость, ловкость, оптимизм, независимость,
бдительность, доверительность и так далее. В отрицательной форме
он проявляет обидчивость, стремление посплетничать, недостаток вы-
держки, низкую оценку окружающих, хитрость, болтливость, нечест-
ность, непостоянство и так далее.
Меланхолический темперамент в своей активной форме проявляет
внимание, милосердие, скромность, преданность, серьезность, покла-
дистость, выдержку, медитацию, сочувствие, спокойствие, углублен-
ность, сдержанность, доверчивость, прощение, нежность и так далее.
В отрицательной форме он проявляет равнодушие, пораженческий на-
строй, робость, безучастность, несговорчивость, леность и так далее.
Флегматический темперамент в активной форме проявляет внима-
ние, выдержку, вдумчивость, решительность, серьезность, твердость,
добросовестность, основательность, сконцентрированность, трезвость,
пунктуальность, деловитость, чувство ответственности, надежность,
предусмотрительность, способность к противодействию, целеустрем-
ленность и тому подобное. В отрицательной форме: вялость, небреж-
ность, низкую оценку окружающих, равнодушие, бессовестность, бо-
язнь людей, рассеянность, тяжеловесность, лень, ненадежность,
молчаливость и так далее.
Свойства темпераментов образуют в зависимости от того, какое
качество является преобладающим, основу характера человека. Ин-
тенсивность проявляющихся наружу свойств зависит от полярности,
то есть от электрического и магнитного флюидов. Следствием обще-
го влияния воздействия темпераментов является излучение, которое
{39}
на языке профессионалов называется аурой. Отсюда следует, что ауру
нельзя сравнивать с астральной матрицей, так как эти два явления
резко отличаются друг от друга. Астральная матрица — это соедини-
тельная ткань между телом и душой, аура же, напротив,—это излуче-
ние воздействия элементов в их различных свойствах, и утверждается
она либо в активной, либо в пассивной форме. Это излучение во всей
душе вызывает определенную вариацию, которая соответсвует опре-
деленному цвету. На основе этого цвета посвященный имеет возмож-
ность астральным зрением различить собственную ауру или ауру дру-
гого существа. Смотрящий может с помощью ауры не только
определить характер человека в его основе, но также воспринять дей-
ственность, то есть полярность, душевного колебания и повлиять на
него. Эту тему я освещу в отдельной главе, посвященной интроспек-
ции. Темперамент человека влияет на его характер, и оба образуют в
своем воздействии в виде общего результата излучение души, или ауру.
Отражения высоких посвященных и святых совсем неслучайно окруже-
ны ореолом святости, который идентичен только что описанной ауре.
Кроме характера, темпераментов и работы электромагнитных флю-
идов астральное тело имеет еще два центра в головном мозгу, а имен-
но: большие полушария, вместилище нормального сознания, и моз-
жечок — хранилище противоположного нормальному сознанию
подсознания. Их функции подробно описаны в главе «Дух».
Как уже было сказано, душа в соответствии с элементами разделе-
на так же, как и тело. Душа является вместилищем своих функций,
силы и свойств, они аналогично элементам имеют в душе свои цент-
ры. Такие центры индийская философия обозначает лотосами. Воз-
буждение этих лотосов называется в индийском учении кундалини-
йогой. Я воздержусь от подробного сообщения о лотосах, или центрах,
так как каждый может узнать об этом в соответствующей литерату-
ре.*
________________________
*См.: Грегориус. Магическое возбуждение чакр в астральном теле человека.
Я хотел бы лишь бегло коснуться их и сказать, что самый нижний
центр, так называемая «муладхара», или земной центр, помещается
в самой нижней части души. Следующим центром является водный
центр, и помещается он в области половых органов, в индийской тра-
диции он обозначается «свадхистхана». Центр огня, как центр души,
находится в области