в этой связи отметить тот факт, что в оккультном понимании классификация магии
на черную и белую довольно условна, т. к. она опирается в основном на моральные
характеристики. А сама магия не рассматривается отвлеченно с точки зрения морали, т.е.
считается, что как белой, так и черной магии присущи одни и те же методы. Вредоносный или,
наоборот, созидательный характер этим методам придает конкретная личность самого мага и те
цели, которые он перед собой в данный конкретный момент ставит. Прекрасный пример объяснения
этого можно найти в художественной литературе у Лиона Спрэг де Кампа в его произведении
«Математика волшебства»: «Жители данной страны просто договорились считать магию белой,
когда ее применяют облеченные доверием представители власти для каких-то законных целей,
и черной, если используется она всякими проходимцами для решения криминальных задач.
Причем никак не скажешь, что сами принципы данной науки - или искусства - в том и
другом случае не являются абсолютно одинаковыми. Вам следует применять термины «черная»
и «белая» исключительно по отношению к субъектам и объектам магии, но никак не к самой
науке как таковой, которая, подобно любой отрасли знания, с точки зрения морали совершенно
нейтральна... Я вполне в состоянии, к примеру, располагая одной лишь костью, воссоздать
живого попугая — или, по крайней мере, жареного вместо того, которого мы съели...
Следовательно, это можно было бы отнести к т. н. «белой» магии. Но предположим, что
попугай мне потребовался для каких-то... гм... низменных целей... Так вот: чары и в том,
и в другом случае будут совершенно одними и теми же...» (Спрэг де Камп Л. Дипломированный чародей, или
Приключения Гарольда Ши. СПб., 1992). Чаще всего на практике маг оперировал т. н. «серой»
магией, т.е. использовал методы как черной, так и белой магии. Причем, с точки зрения
некоторых демонологов, таких как Пауль Гриландус (ок. 1525) и Франческо-Мария Гваццо
(ок. 1608), если колдовство принесло не вред, а пользу (излечение от болезни, отведение
бури и т. д.), за него не следует налагать наказание. Более того, Гваццо напрямую отличал
т. н. природную магию, как дар, посланный Богом и являющийся «не более чем точным знанием
секретов природы», от т. н. искусственной магии, в которой прибегают к помощи демонов и
дьявола. Но если в оккультном понимании в отношении морали магия
нейтральна, то с точки зрения Христианской Церкви любая магия — однозначное зло и грех,
т. е. опять же никакого различия не делается.