Lyucifer

Размышления с дьяволом

горе мне! То - не заря, то - мой костер горит.

Молчи, Жако! Не погуби красавицу Мюргит”.

Церемонии, обряды и увеселения бесовских игрищ менялись в зависимости от народности и эпохи, которые о них рассказывали. Подробностями их переполнены так называемые Молоты (Martelli) и Бичи (Flagelli) Ведьм - специальные трактаты, написанные величайшими светилами святой инквизиции, составленные на основании личных показаний обвиняемых в бесчисленных колдовских процессах, а также и протоколы этих процессов.

Сатана являлся своим подданным на троне или на алтаре в образе человека, старого козла, кабана, обезьяны, собаки, - как ему нравилось, смотря по случаю. В образе человека он бывал по большей части угрюм, казался сердитым и суровым, но иногда развеселялся и, придя в дух, шутил с ведьмами, играл на музыкальных инструментах и пел песни.

И арфу он взял, и на арфе играл.

И звуками скорби наполнился зал.

И вздохи той песни росли

и росли,

И в царство печали меня унесли.

Он пел о растущих над бездной цветах,

О райских, закрытых навеки вратах;

И был он прекрасен, и был он велик,

В нем падшего ангела чудился лик.

(Лохвицкая. “Праздник Забвения”)

Эта песня тоскующего Дьявола не давала покоя воображению русской поэтессы-демономанки. Она вернулась к арфе Сатаны в своей драме “Бессмертная любовь”.

Агнеса.: «Откуда эта музыка несется? Не узнаешь? То арфы нежный звон, Она звучала нам, когда впервые Внимала я любви твоей, Эдгар. Эдгар. Она слышна из комнат Фаустины. Но это не она играет, нет. А тот, в одежде черной, бледноликий, Кто ходит к ней. »

Эдгар: «Ты видела его»

Агнесса: «Раз, только раз. Но этого довольно, Чтоб потерять рассудок навсегда.»

Эдгар: «Ужасен он?»

Агнесса: «Да. Но прекрасен тоже. То было утром рано, на заре. Сквозь сон я слышу - арфа зазвучала, Как звон пчелы; потом властней, властней. Мелодия росла и разрасталась, Она лилась, как льет из раны кровь. Три ноты в ней победно повторялись, То затихали, то звенели вновь. И было мне так сладостно, - до боли. И плакать мне хотелось, и стонать. Полуоткрыв тяжелые ресницы, сквозь дымку сна я видела его. Он близко был, там, на краю постели, И он играл на арфе золотой.»

Эдгар: «Но кто же он?»

Агнесса: «Я не скажу... мне страшно.»

И, по-видимому, попытку найти смысл и текст для этой таинственной песни падшего духа, не забывшего “блаженства бессмертных духов под кущами райских садов” (Лермонтов), являет также известный “Триолет” Мирры Лохвицкой:

В моем аккорде три струны,

Но всех больней звучит вторая:

Тоской нездешней стороны.

В моем аккорде три струны.

В них - детства розовые сны,

В них - вздох потерянного рая.

В моем аккорде три струны,

Но всех больней звучит вторая.

На портале церкви д'Аурау в Лионе Сатана подыгрывает на старинной виоле пляске Иродиады, выпрашивающей головы Ионна Крестителя (Аубер). Жаль, что Рихард Штраус, сочиняя свою удивительную Саломею, не знал об этом удивительном мотиве средневекового художника.

Ведьмы, воздавая Сатане поклонение, опускались на колени пред ним или за ним и, в соответствии тому, прикладывались, лобызая, либо к его гениталиям, либо к заду, реже к каким-либо иным частям тела. Затем они исповедовались Сатане, сообщая ему о злодействах, совершенных ими в честь его со времени последнего сборища. Сатана слушал, хвалил или порицал, и тех, которые оказывались ленивыми на зло, либо неаккуратно являлись на сборища, наказывал побоями либо крупною пенею. Принимал новеньких, перекрещивал их во имя свое и, как некий катехизатор, поучал их и вводил в свою веру.

Младшие черти, окружая своего повелителя, вместе с ведьмами проделывали ряд церемоний, существо которых сводилось к пародии церковных таинств и обрядов, поруганию святых даров и тому подобным кощунствам. Вместо святой воды сатанослужители кропили присутствующих черною, вонючею жидкостью.

Собрание освещалось особого рода свечами, подсвечниками для которых служили зады ведьм, поставленных на четвереньки. Угощение на пиру состояло, по одним показаниям, из тонких и вкусных кушаний, по другим - ели мерзости, достойные адской кухни и такого же аппетита. Пожирали грудных