Альберт Великий

Малый алхимический свод

скутеллами с попеременным перемещением вверх и вниз раз четырнадцать или

пятнадцать — покуда не закрепится. Есть люди, которые утверждают, что все это

следует производить в железном сосуде и что этот метод тоже сопряжен с. огнем и

мерой огня.

Если ты хочешь закрепить возогнанные изначальные духовные принципы, раствори

окалины тел в жидком нашатыре. Жидкий нашатырь способен эти окалины поглотить.

Таким образом изначальные духовные принципы и закрепляются в форме окалин. Так

считает [Роджер] Бэкон.

Закрепление нашатыря. Приготовь пасту негашеной извести с яичным белком в двух

тиглях. Положи в пасту нашатыря в виде комков. Замажь [эти комки] упомянутой

пастой и просуши. Затем обмажь все это глиною мудрых108, вновь высуши и зарой в

теплую золу на два дня и две ночи. Когда же истечет это время, знай, что

нашатырь закрепится. Наконец, раствори закрепленный нашатырь в теплой воде и,

коли хочешь, процеди и сгусти. Так [твой нашатырь] обретет чистоту.

44. Здесь начинается алхимическое откровение и научение тайнам сего искусства

В этом месте моей книги я могу достоверно сказать, что вполне обучил тебя

собирать многоразличные цветы, источающие благоухание, приносящие здравие и

красоту, венчающие славу мира. Но среди прочих цветов есть один —

наикрасивейший, благоуханнейший из всех. Это цветок цветов, роза роз,

наибелейшая лилия долины. Возликуйте и возрадуйтесь, любезные чада мои, в

невинной богоданной юности вашей собирающие сии божественные цветы. Я привел вас

в сады Парадиза. Срывайте цветы, выращенные в райском саду. Плетите из них

венки. Венчайте ими чело ваше. Возликуйте и возрадуйтесь ликованием и радостью

Божьего мира.

Я открыл перед вами, о дети мои, сокрытые смыслы. Пришла пора помочь вам

сподобиться великих тайн нашего искусства, столь надолго сокрытых от взоров

ваших, — вывести вас к свету.

Допрежь я научил вас, как изгонять порчу и собирать истинные цветы, доподлинные

сущности тех субстанций, с коими вы имеете дело. Ныне же я выучу вас взращивать

их для изобильного плодоношения. Но один из тех плодов вдруг окажется последним

и венчальным из всех — плодом плодов — навечно, навсегда. Я выучу вас также и

тому, как закреплять возогнанные порошки, способные выдержать все, какие есть,

испытания огнем, способные к смешению и единению с разными телами. Все это

достоверно истинно и достоверно возможно. Есть два пути к сей цели. [Их-то я вам

укажу].

45. Здесь я научу тебя, как закреплять порошки,

дабы их можно было бы смешивать с разными веществами

Возьми [порошка] столько, сколько тебе заблагорассудится, например фунт или два,

помести в сосуд для закрепления и выложи отверстие доброй глиной, толщиною в

палец, не прибегая к покрытию

глазурью. Замажь все трещины глиною же, не

какой-нибудь обыкновенной, а глиной мудрецов. А сделавши это, затепли печь,

предназначенную для возгонки. И пускай весь день живет огонь твоей печи. Ежели

дело происходит летом — к середине дня тепла столько, сколько потребно для

возгонки ртути. В случае утренней возгонки перемещай раза два твое вещество,

поменяв местами нижний и верхний слои. Затем вскрой сосуд и глянь, закрепился ли

твой порошок. Помести самую малость порошка на уголья. Ежели улетит над угольями

дымок, ежели порошок будет лежать на жару бездымным, закрепление совершилось.

Это знак выявления субстанциального духовного принципа. В случае, ежели

закрепление еще не достигнуто, возврати сосуд с порошком в печь, закупорив его,

как прежде. Затепли огонь на пять дней или же нагревай до той поры, покуда не

услышишь изнутри сосуда звуков, напоминающих стук падающих камней, как это часто

случается, когда вещество излишне пересыхает. (Иные, правда, считают, что узнать

о свершении закрепления можно и так: нужно положить образчик порошка на

раскаленную платину, и, если порошок расплавится или рассечется бездымным

образом,