когда триграммы начинают перемещаться, возникает движение, идущее одновременно в двух направлениях: с одной стороны, происходит перемещение по часовой стрелке, которое накапливается и развивается, растет и изменяется, так что, подобно течению времени, это поступательное движение вызывает явления, которые приходят и уходят; с другой стороны, происходит движение в обратном направлении, которое сжимается и сокращается, закладывая, таким образом, вопреки течению времени «семена» будущего. Объяснить это можно следующим образом: тот, кто проникнет в суть обратного движения, откроет для себя будущее. Таков смысл расположения триграмм в инь ба гуа - инструмента, с помощью которого определяется благоприятное место для захоронения предков, так как считается, что это приносит счастье и благополучие потомкам.
Основная последовательность также рассматривает силы природы как «пары противоположностей». Так, грому как силе, заряженной электричеством, противопоставлен ветер. Дождю, дающему влагу для прорастания семян, противопоставлено солнце, дающее тепло. Этот пример еще раз подтверждает, что «вода и огонь не враждуют между собой». Чтобы лучше понять отношения между противоположными сущностями, давайте рассмотрим триграмму гэнь, Хранящую покой. Она символизирует конец всякого движения и развития. Однако ее «противоположность», Веселая, дает «урожай». Или возьмем, к примеру, первозданные силы Созидающей и Восприимчивой, которые вместе олицетворяют основные законы Бытия. Кроме того, они символизируют единство противоположностей.
Предложенные выше пояснения к раннему небесному порядку подводят нас к понятию нарастающих и убывающих сил. Считается, что понимание сущности этих сил способно раскрыть перед человеком секреты будущего, а Первоначальная последовательность отражает божественные представления о жизни. К сожалению, до сих пор истинное понимание сути Первоначальной последовательности было доступно очень немногим.
Поздненебесная последовательность
К счастью, вслед за Фу-Си пришел У-ван, который переосмыслил последовательность триграмм, предложил концепцию «внутреннего мира» человека, а также существенно упростил учение о триграммах. Так появилась Поздненебесная последовательность, которая стала ближе земным делам и повседневным заботам человека, его желаниям и отношениям с другими людьми. В позднем небесном порядке, иначе известном как последовательность Внутреннего мира, триграммы более не группируются в пары противоположностей,