описание которых встречается в позднейших пуранах. Небеса для праведных и ад для, нечестивых – это правило. Праведников ждет награда, а грешников – наказание. Я не думаю, что безрадостные области, окутанные слепым мраком, в которые неведающие переходят после смерти, – это лишь мир, в котором мы живем, хотя такого мнения и придерживается Дойссен. Мы до сих пор не имеем ни одного намека о природе сансары или хотя бы о ступенях счастья. В Ригведе есть отрывок177, который гласит:
"После того как он завершил все свои дела и состарился, он уходит отсюда; уходя отсюда, он рождается снова: это – третье рождение".
Такое толкование имеет отношение к ведийской теории, согласно которой каждый человек рождается три раза: первый раз ребенком, второй раз – благодаря духовному воспитанию и третий раз – после смерти. Мы встречаемся с верой в душу, выступающую в виде движущего жизненного начала178. В книге X.58 душу находящегося, очевидно, в бессознательном состоянии человека просят вернуться к нему из деревьев, неба и солнца. По-видимому, тогда думали, что в определенных исключительных условиях душа может быть отделена от тела. Все это, однако, не значит, что арийцам эпохи вед было известно понятие о перерождении души.
XII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гимны образуют основу последующей индийской мысли. В то время как брахманы подчеркивают жертвенный ритуал, туманно описанный в гимнах, упанишады развивают до конца их философские положения. Теизм Бхагавадгиты – это лишь идеализация культа Варуны. Великое учение о карме находится еще в зачаточном состоянии в виде риты. Дуалистическая метафизика санкхьи – это логическое развитие концепции Хираньягарбхи, плавающего на водах. Описания состояний экстаза, наступившего в результате совершения жертвоприношения, или пения гимнов, или действия сока сомы, когда нам представляется небесный мир во всей своей славе, напоминают нам о йогинах, находящихся в состоянии божественного блаженства, когда им слышатся голоса и видятся видения.
Литература
Max M?ller and Оldenberg, The Vedic Hymns; S.В.E., vols, ХХХII and XLVI.
Muir, Original Sanskrit Texts, vol. V.
Рагозина, История Индии времен Риг-Веды.
Макс Мюллер, Шесть систем индийской философии, гл. II.
Кaegi, The Rg-Veda (английский перевод).
Ghate, Lectures on the Rg-Veda.
Macdonell, Vedic Mythology; Vedic Reader. Ваrua, Pre-Buddhistic Indian Philosophy, pp. 1-38.
Вlооmfield, The Religion of the Veda.
Глава Третья
ПЕРЕХОД К УПАНИШАДАМ
Общая характеристика Атхарваведы. – Конфликт культур. – Первобытная религия Атхарваведы. – Магия и мистицизм. – Яджурведа. – Брахманы. Их религия, жертвоприношения