он значительно восстановил и усилил утраченные позиции, отождествившись в Васудэвой из Бхатаваты и Вишну вайшнавизма. Именно вследствие смешанного происхождения и этой истории он становится как творцом Бхагавадгиты, персонифицированным Абсолютом, так и пастухом, играющим на флейте на берегах реки Джамны77.
Наряду с Индрой существуют второстепенные божества, представляющие другие атмосферные явления: Вата, или Ваю, ветер, Маруты – страшные боги бури и Рудра – завывающий. О ветре поэт говорит:
"Где он родится и откуда он возникает, жизнь богов и зародыш мира? Этот бог носится всюду, где хочет; слышатся его голоса, но он невидим"78.
Вата – это индоиранский бог. Маруты – обожествление сильных бурь, столь частых в Индии,
"когда воздух темнеет от пыли и облаков, когда деревья мгновенно остаются без листвы, когда обнажаются их стволы и ломаются ветви, когда кажется, что земля качается, когда содрогаются горы, реки бушуют и яростно пенятся"79.
Маруты обычно сильны и разрушительны, но иногда они бывают добрыми и милостивыми. Они бушуют над всем миром или очищают воздух и посылают дождь80. Они – друзья Индры и сыновья Дьяуса. Иногда Индру называют старшим из Марутов. Из-за свирепости Марутов считают сыновьями воинственного бога Рудры81. В Ригведе Рудра занимает весьма второстепенное положение: ему целиком посвящены только три гимна. В своих руках он держит громовую стрелу и с небес мечет копья молний. Впоследствии он становится Шивой милостивым – и кладет начало целой традиции82.
Мы также встречаем некоторых богинь, претерпевших такое же превращение. Ушас и Адити – богини. В одном из гимнов83 река Синдху прославляется как богиня, а Сарасвати, будучи первоначально названием реки, постепенно превращается в богиню учености84. Вак – богиня речи. Араньяни – богиня леса85. В позднейших системах шакта использовались богини Ригведы. Ариец ведийской эпохи возносил молитвы к Шакти, иди энергии бога, когда он размышлял о восхитительном божественном свете, который сжигает всякую мерзость:
"Приди, о, богиня, благосклонно внимающая нашим молитвам, Ты – нетленная, равная Брахману"86.
Когда мысль поднялась от материального к духовному, от физического к личному, стало легче постигать абстрактные божества. Большинство таких божеств встречается в последней книге Ригведы, обнаруживая, таким образом, свое относительно более позднее происхождение. Таковы Манью87, Шраддха88 и др. Обожествляются некоторые качества, связанные с истинным представлением о боге. Тваштр,