обнаруживает в нем безнадежные противоречия, то не следует ожидать, что его действия в отношении первичной реальности окажутся более успешными. Первое также непостижимо, как и второе, и Нагарджуна применяет один и тот же термин "шунья" к обоим. Истина это молчание, которое не является ни утверждением, ни отрицанием. В различных смыслах, как мир опыта, так и первичная реальность не могут быть описаны как существующие или несуществующие. Если мы примем первичную реальность за истинное бытие, то мир не будет таковым; если мы примем бытие мира за истинное бытие, то первичная реальность не будет таковой. Оба они являются шуньей, хотя и в различных смыслах.
Заканчивая рассмотрение системы Нагарджуны, я хочу указать на определенные сходные пункты в шунья-ваде и адвайта-веданте105. Обе они рассматривают мир как подверженный изменению и поэтому нереальный106. Реальность, которая стоит выше различий опыта и знания, признается обоими107, хотя Нагарджуна только лишь утверждает это положение, не разрабатывая его во всей полноте, как это делает адвайта-веданта. Добродетель и порок рассматриваются обоими как средства достижения высшей и низшей стадий в сансаре, в то время как конечное освобождение остается совершенным и не затронутым этими стадиями108. Подводя разумную, в отличие от священных писаний, основу под адвайта-веданту, Гаудапада не находит ничего более пригодного, чем теория мадхьямиков. Многое в его Кариках напоминает нам труд Нагарджуны109. Не без основания Вачаспати рассматривает приверженцев шунья-вады как сторонников развитой мысли (пракриштамати), в то время как плюралистические реалисты (сарвастивадины) считаются представителями более низкого (хинамати), а йогачары – средней способности мышления (мадхьяма)110.
Список сокращений
А.V. Atharva Veda. В.G. Bhagavadgita. Е.R.Е. Encyclopaedia of Religion and Ethics. I.A. Indian Antiquary. J.A.O.S. Journal of the American Oriental Society. J.R.A.S. Journal of the Royal Asiatic Society. Milinda Questions of King Milinda. N.S. Nyaya Sutras. О.S.T. Original Sanskrit Texts. P. Pancastikayasamayasara. P.M. Purva-Mimamsa Sutras. R.B. Ramanuja, Bhasya on the Vedanta Sutras. R.B.G. Ramanuja, Bhasya on the Bhagavadgita. S.B. Samkara, Bhasya on the Vedanta Sutras. S.B.G. Samkara, Bhasya on the Bhagavadgita. S.В.Е. Sacred Books of the East. S.В.Н. Sacred Books of the Hindus. S.D.S. Sarvadarsanasamgraha. S.K. Samkhya Karika. Skt. Sanskrit. S.S. Max Muller, Six Systems of Indian Philosophy. S. Sutra Samkhya Sutras. S.S.S.S. Sarvasiddhantasarasamgraha. Up. Upanisads. U.T.S. Umasvati, Tattvartha Sutras. V.S. Vedanta Sutras. W.В.Т. Warren, Buddhism in Translations. Y.S. Yoga Sutras.