на третьем небе небес, где миры сверкают, там дай мне бессмертие.
Где есть хотенья и желанья, где чаша светящегося Сомы, где пища и радость, там дай мне бессмертие.
Где есть счастье и наслажденье, где процветают радости и удовольствия, где желания нашего желания достигнуты, там дай мне бессмертие"60.
В только что приведенном гимне к Соме упоминается сын Вивасват, который является Ямой Ригведы, соответствующим Йиме – сыну Виванхванта Авесты. Есть три гимна, обращенных к Яме. Он – глава мертвых, не столько бог, сколько правитель мертвых. Он – первый из смертных умер и обрел путь в иной мир, первый, кто пошел по пути предков61. Позже он выступает в качестве хозяина, принимая вновь прибывших. В этом царстве он царь, ибо у него самый значительный опыт. Иногда к нему взывают как к богу, заходящего солнца62. В брахманах Яма делается судьей людей и решает их судьбы. Но в Ригведе он еще только их царь. Яма иллюстрирует правильность замечания, которое Лукиан вкладывает в уста Гераклита: "Что такое люди? Смертные боги. Что такое боги? Бессмертные люди".
Парджанья у арийцев был богом неба. По-видимому, после того как арийцы пришли в Индию, он превратился в Индру, ибо Индра неизвестен другим народам арийского рода. В ведах Парджанья – другое название неба. "Земля – это мать, а я сын Земли. Парджанья – отец. Да поможет он нам"63. В Атхарваведе Земля называется супругой Парджаньи64. Парджанья – бог туч и дождя65. Он правит как бог всем миром; все сотворенное пребывает в нем; он – жизнь всего, что движется и покоится66. Имеются строки, где слово "Парджанья" употребляется для обозначения тучи или дождя67. Макс Мюллер считает, что Парджанья сходен с литовским богом грома, который называется Перкунас68.
Из всех явлений природы, вызывающих чувство благоговения и страха, ничто не может сравниться с грозой. "Да, когда я посылаю гром и молнию, – говорит Индра, – тогда вы верите мне". Судя по обращенным к нему гимнам, Индра – самый популярный бог вед. Когда арийцы пришли в Индию, они убедились, что благосостояние их зависело от дождя, как это имеет место и сейчас. Естественно, что бог дождя становится национальным богом индоарийцев [13]. Индра – бог атмосферных явлений, голубого неба. Он – индийский Зевс. Его происхождение из явлений природы очевидно. Индра рожден водами и облаком. Ему подвластен гром, и он побеждает мрак. Он приносит нам свет и жизнь, дает нам силу и бодрость. Когда он приближается, пред ним склоняются небеса, а земля содрогается. Постепенно связь Индры с небом и грозой