Сарвепалли Радхакришнан

Индийская философия

в них божественной волей.

Хотя Гита настаивает на выполнении общественных обязанностей, она признает и над-общественное состояние. Она верит в бесконечную судьбу индивида вне человеческого общества. Саньясин стоит выше всех законов, касты и общества. Это символизирует бесконечное достоинство человека, который может отказаться от всего внешнего, даже от жены и детей, и удовлетворяться самим собой, живя в одиночестве в пустыне, если его бог находится с ним. То, что принимает саньясин, это не аскетический идеал. Он может удалиться от общества, но относится ко всему с состраданием. Махадэва, идеальный аскет, обитавший в Гималайских снегах, с готовностью пьет яд ради спасения человечества239.

Литература

Теlаng, Bhagavadgita, S.В.Е., vol. VIII. См. также перевод Бхагавадгиты и комментарии к ней С.Радхакришнана (S.Radhakrishnan, The Bhagavadgita, 1948). – Ред.

Тilak, Gitarabasya.

Aurоbindо Ghоsh, Essays on the Gita.

Глава Десятая

БУДДИЗМ КАК РЕЛИГИЯ

История буддизма после смерти Будды. – Ашока. Махаяна и хинаяна. – Северный и южный буддизм. Литература. – Учения хинаяны. – Метафизика, этика и религия. – Возникновение махаяны. – Ее монистическая метафизика. – Религия махаяны. – Ее сходство с Бхагавадгитой. – Этика махаяны. – Десять ступеней. Сравнение этики хинаяны и махаяны. – Нирвана. – Упадок буддизма. – Влияние буддизма на индийскую мысль.

I. СЕКТЫ БУДДИЗМА

Уже при жизни Будды среди его последователей1 наметились тенденции к расколу, хотя их развитие сдерживалось притягательной личностью основателя. После его смерти эти тенденции усилились. Хинаянисты утверждали, что тхера-вада тождественна трем питакам, и сейчас существующим на Цейлоне, составленным на первом соборе в Раджагрихе. Первый собор попытался ослабить суровость аскетизма и произвести некоторые смягчающие изменения в правилах, но встретил большое противодействие. Второй собор был созван в Вайшали примерно через сто лет после первого. На нем рассматривались теория и практика Винайи, или Свода правил ордена, и обсуждался вопрос, допустимы или недопустимы какие-либо смягчения. После острой борьбы более ортодоксальная партия, стхавиры2, или Старшие, добились осуждения смягчений. Махасангхики, прогрессивная партия, потерпевшая поражение, пользовались поддержкой многих людей. Они созвали свой собор, называемый Махасангити, или Великий собор. Мы имеем историю этого великого собора, который был описан с ортодоксальной точки зрения в Дипаванше3. Там говорится, что этот собор ниспроверг религию, "отверг древние священные писания",