(атманах приям)206. Нам разрешено делать все, что является убедительным для нашего разума207. Ману допускает ценность внутреннего свидетельства, голоса бога внутри нас, антаратмы208.
Литература
Telang, Bhagavadgita, Anugita etc., S.В.Е., vol. VIII.
Норkins, The Great Epic of India, chap. III.
C.V.Vaidуa, Epic India, chap. XVII.
R.G.Вhandarkar, Vaisnavism, Saivism etc.
Hem Chandra Ray Chandhuri, Early History of the Vaisnava
Sect. Вuhler, The Laws of Manu, S.В.E., vol. XXV.
Глава Девятая1
ТЕИЗМ БХАГАВАДГИТЫ
Роль Гиты в развитии индийской мысли. – Ее всеобщее значение. – Вопрос о времени написания Гиты. – Отношение Гиты к остальным частям Махабхараты. – Веды. – Упанишады. Буддизм. – Религия бхагавата. – Санкхья и йога. – Индийские комментарии Гиты. – Этика Гиты основана на метафизике. Проблема реальности. – Реальное в объективном и субъективном мирах. – Брахман и мир. – Пурушоттама. Интуиция и мышление. – Высшая и низшая пракрити. – Аватары. – Природа вселенной. – Майя. – Сотворение мира. Индивидуальная душа. – Множественность душ. – Перерождение. – Этика Гиты. – Разум, воля и чувства. – Джняна-марга. Наука и философия. – Йога Патанджали. – Джняни. Бхакти-марга. – Личность бога. – Религиозное сознание. Карма-марга. – Проблема морали. – Нормы морали. Бескорыстное действие. – Гуны. – Ведийское учение о жертвоприношениях. – Каста. – Совместимо ли действие с мокшей? – Проблема освобождения человека. – Жизнь духа во всей полноте. – Окончательное освобождение и его характер.
I. БХАГАВАДГИТА
Бхагавадгита, будучи частью Бхишмапарвы (шестой книги. Ред.) Махабхараты, является наиболее популярной религиозной поэмой во всей санскритской литературе. Про нее В.Гумбольдт говорил, что это "прекраснейшее и, может быть, единственное истинно философское поэтическое произведение из написанных на известных нам языках". В этом произведении решаются философские, религиозные и этические проблемы. Гита рассматривается не как шрути (священное писание), а скорее как смрити (ставшее преданием). Однако если судить о значении книги по тому влиянию, которое она оказывает на человеческие умы, то Гита будет самым значительным произведением в истории развития индийской мысли. Смысл того, о чем возвещает эта книга, очень прост. Ведь только богатый может снискать милость богов жертвоприношениями и только образованный может следовать по пути знания, а Гита дает метод, доступный каждому человеку, это – бхакти, преданность богу. У поэта учитель – это сам бог, сошедший к людям. Арджуна, к которому, как предполагается, он обращается, символизирует человека вообще, человека, который