Сарвепалли Радхакришнан

Индийская философия

такую же ценность, как и сами древние мыслители. Такие комментаторы, как Шанкара и Рамануджа, дают новое изложение старых учений, которое так же ценно, как и самостоятельное открытие в интеллектуальной области.

Существует ряд трудов по истории индийской философии, принадлежащих перу индийских мыслителей. Почти все позднейшие комментаторы рассматривают другие доктрины со своей собственной точки зрения. Таким способом каждому комментатору удается дать представление о воззрениях других философов. Иногда делаются сознательные попытки рассмотреть отдельные системы в определенной последовательности. Некоторые из главных таких "исторических" изложений следует здесь упомянуть. Шаддаршанасамуччая, или конспект шести систем, – так называется труд Харибхадры31. Говорят, что Самантабхадра, этот дигамбара джайн VI века, написал труд, названный Аптамиманса и содержащий обзор различных философских школ32. Считают, что мадхьямийский буддист по имени Бхававивека является автором труда, названного Таркадживала, который представляет критический анализ школ мимансы, санкхьи, вайшешики и веданты. Утверждают, что дигамбара джайн по имени Мерутунга, в своем труде о Шаддаршанавичаре (1300 год н.э.) подвергли критическому разбору индусские философские системы. Наиболее распространенным изложением индийской философии является Сарвадаршанасанграха, принадлежащая известному последователю веданты Мадхавачарье, который жил в южной Индии в XIV веке. Приписываемая Шанкаре33 Сарвасиддхантасарасанграха и Прастхананабхеда, принадлежащая Мадхусудане Сарасвати34, содержат ценное изложение различных философских систем.

ЧАСТЬ I: ВЕДИЙСКИЙ ПЕРИОД

Глава Вторая

ГИМНЫ РИГВЕДЫ

Четыре веды. – Части вед: мантры, брахманы, упанишады. – Важность изучения гимнов. – Датировка и авторство. – Различные взгляды относительно учения гимнов. – Их философские тенденции. – Религия. – "Дэва". Натурализм и антропоморфизм. – Небеса и земля. – Варуна. Рита. – Сурья. – Ушас. – Сома. – Яма. – Индра. Второстепенные боги и богини. – Классификация ведийских божеств. – Монотеистические тенденции. – Единство природы. Объединяющий импульс логического ума. – Содержание религиозного сознания. – Генотеизм. – Вишвакарман, Брихаспати, Праджапати и Хараньягарбха. – Возникновение рефлексии и критики. – Философская несостоятельность монотеизма. – Монизм. – Философия и религия. Космологические спекуляции ведийских гимнов. Насадия-сукта. – Отношение мира к Абсолюту. – Пуруша-сукта.