САНТ КИРПАЛ СИНГХ

ДУХОВНОЕ РУКОВОДСТВО

деле любой человек, который помогает или мешает нам, является только инструментом и средством, через которые совершается какое-то действие, реальная причина не в нем. Если кто-то причиняет нам вред, мы должны в смирении покориться ему, мы должны быть благодарны ему и уважать его (Дели. 5 янв. 1979 г). Каждый из нас уникален по-своему. У каждого в этом мире есть Божественное назначение в жизни, никто не был сотворен бесцельно. Мы должны учиться чему-то у каждого из нас. В этом секрет смирения, покорности и скромности. По-настоящему смиренный человек никогда не сравнивает себя с другими. Он знает, что никто из нас, как бы он ни был развит, не совершенен и не закончен в самом себе. Он не считает одного человека лучше другого, он верит в Божественность каждого. Если человек утверждает, что он лучше других, то он ещё далеко не совершенен. Только тогда, когда человек поймет свою ничтожность, к нему придет Бог и заполнит его Собой. Бог не может войти в сердце человека, ищущего самого себя. Тот, кто наполнен самим собой, считает себя выше других, тем самым ограничивая себя. Бог безграничен. Как может безграничный войти в ограниченного?

Человек может стараться быть скромным, но все усилия могут привести к еще большей гордости. Можно даже гордиться своей скромностью, своим смирением. Но это очень опасное состояние, т.к. оно слишком неуловимо и незаметно для неопытного человека. Есть люди, которые принимают на себя много страданий, чтобы казаться смиренными. Но для них смирение невозможно. Как может быть смиренным и скромным тот человек, который все время думает о том, как ему лучше всего быть смиренным и скромным ? Такой человек всегда занят только собой. Но истинное смирение представляет собой свободу от своего "я", от сосредоточенности своего сознания как на самом себе, так и на смирении. По-настоящему смиренный и скромный человек никогда не знает, что он смирен и скромен. Он принимает все, что приходит, как данное ему Богом. Он не волнуется и не суетится, он в гармонии с самим собой и со всеми людьми, он снял с себя груз своего "я" и его желаний и теперь он всегда спокоен и безмятежен (СКС. Путь Святых. с.344).

Фальшивая гордость от обладания мирской собственностью или деньгами, вымышленное превосходство в духовных знаниях или интеллектуальных достижениях, тщетность земных вещей и положения в обществе - все это может сбить с пути разум человека, ищущего духовности. Но со временем все эти отклонения исчезнут, как дым. С другой стороны, сердце, полное почтительного