Бога и, как таковые, не имеют веры в молитву, так как они не понимают, что у Бога нет объективного облика и Его нельзя видеть глазами плоти.
О Нанак! Глаза, которые созерцают Господа,
Совершенно отличны от тех,
Которыми мы видим мир.
Гуру Арджан
Истина такова, что Бог есть Дух, и Ему можно поклоняться только в духе. Мы не можем поклоняться Ему человеческими руками, и намного менее - в рукотворных храмах и синагогах. Он пребывает в сокровенных глубинах человеческой души. Он - самая душа нашей души. Он внутренне присущ каждой форме и не отделен от форм. Все цвета и все образцы равно берут свой оттенок и рисунок от Него одного. Верим мы в Него или нет, мы действительно живем в Нем и имеем само наше бытие в Нем.
Истинная молитва, следовательно, является средством сконцентрировать блуждающий ум в одном центре - центре души, собрать духовные токи в неподвижной точке в теле, между и позади глаз. В этом заключается все поклонение, все молитвы, все отречение и все знание здесь и впоследствии. Путь к спасению заключается в непосредственном прикосновении к Внутренней Силе, а не в запутывании в том или в этом.
“Истина одна, хотя мудрецы описали Ее по-разному”, - таково хорошо известное высказывание из Упанишад. Почему бы тогда не отыскать Вечную Истину, о которой говорит Нанак:
Истина была в начале Творения,
Истина была в начале каждого Века,
И Истина останется навсегда,
Когда все века и творения уйдут.
Джап Джи
2. МОЛИТВА ИНСТИНКТИВНА В ЧЕЛОВЕКЕ
Молитва инстинктивна человеку, и никто не может обойтись без молитвы на той или иной стадии, какую бы форму она ни могла принять. Верующий и неверующий, момин и кафир, человек Бога и человек, у которого нет веры в Бога - все молятся; каждый, конечно, на свой лад. Необходимость в молитве обычно возникает, когда человек находится в беде, в горе, или во время какой-нибудь изнурительной болезни, или когда он желает удовлетворения какой-либо необычной физической или духовной потребности, чего сам осуществить не может, или когда хотят одолеть силы тьмы или напасти. В таких обстоятельствах ощущаешь, что своими усилиями, без помощи, невозможно обеспечить удовлетворение своих желаний, и в крайней беспомощности ищешь силу в молитве. В повседневной жизни мы видим, что студент ищет помощи преподавателя в решении каких-то трудных задач, пациент во время болезни - помощи врача, служащий - помощи своего начальника и т.д. Все это - молитвы в разных степенях и формах. Кроме того, для удовлетворения своих повседневных потребностей