блуждающего ума. Если колебания ума не останавливаются и не достигается спокойствие, мы не можем возносить истинную и искреннюю молитву. Только успокоенный ум может отражать Свет Бога, когда он может появиться.
Бог привлекается быстро и надежно
Молитвой ума воздержанного и чистого.
Гуру Нанак
К себе самому будь правдив,
И тогда последовать должно, как ночь за днем,
Что не сможешь ты быть лживым ни к кому.
Шекспир
4) ИСКРЕННЕЕ И ВОЛНУЮЩЕЕ ЧУВСТВО.
Молитва должна подниматься из глубин души. Она не должна быть тщетным повторением пустых слов с малым смыслом в них. Мы должны действительно желать того, о чем молимся, не только интеллектуально, а из самой сердцевины нашего существа. Она должна волновать саму душу до ее глубин, и музыка молитвы должна исходить и трепетать из самих нервов, сосудов и волокон всего тела, делая нас невнимательными и забывчивыми ко всему иному, кроме сладкой музыки души.
О Кабир! Зачем к минарету идет имам для зова,
Ведь Бог не глухой;
Почему не обратишь свой зов к уму,
Чтобы он шел внутрь.
5) НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬ. Молитва, будучи криком души в муке, прекраснее и естественнее всего, когда она вырывается самопроизвольно, как ключ прохладной воды из недр земли. Ей не нужны украшения из особых слов и особых фраз. Наоборот, такие украшения портят истинную красоту свободного выражения, и очень часто молящийся незаметно втягивается в сеть многословия и порабощается ею. Все это делает молитву искусственной продуктом обдуманного искусства, отдельным от чувств. Такие молитвы делают нас лживыми к самим себе и совершенно не полезны. Бога интересуют подлинные эмоции, выраженные любыми простыми словами, а не набор речей, тщетных повторений, показной фразеологии и заученных увещеваний.
Маулана Руми дал нам прекрасную иллюстрацию любящей молитвы, которую простой и необразованный мальчик-пастух бормотал своим собственным смиренным образом, когда Пророк Моисей проходил мимо него. Он говорил:
О Боже! Где Ты? Я бы хотел служить Тебе. Я связал бы Тебе шерстяные одежды и расчесал бы Твои волосы. Я подавал бы Тебе молоко, творог, сыр и очищенное масло, ухаживал за Тобой в Твоей болезни, целовал Твои руки и массировал Твои ноги. Я хотел бы пожертвовать всех моих овец и коз ради Тебя.
Эти слова мальчика-пастуха звучали ересью для Пророка, который в ярости начал распекать мальчика, говоря: “Закрой свой рот, о язычник! Зачем ты говоришь такую глупость? Забери свои оскорбительные слова, иначе Бог проклянет нас огнями ада за твое