воинам и встретить любую задачу без признака страха или сдержанности. Однако на первых стадиях практики неумно цепляться за то, что слишком трудно, поскольку душевная неспособность совладать с практикой может вызвать ненужное угнетенное состояние духа и обреченности. И все же по мере развития своего ума важно устранить все иллюзии своей неспособности, которые мы можем вынашивать.
18. Освободись с помощью исследования и анализа.
Суть исследования заключается в том, чтобы судить, какие душевные изъяны возникают чаще и в более грубых формах. Суть анализа заключается в том, чтобы осознавать объекты, которые провоцируют появление изъянов. Таким образом, с помощью этих методов мы должны обезопасить себя от возникновения любых изъянов и, следовательно, обрести свободу от них.
19. Не бахвалься.
Если мы практикуем слегка, но при этом бахвалимся перед другим человеком, притворяясь, будто обрели высшие достижения, тогда мы противоречим своей практике и должны избегать такого поведения.
20. Не мсти.
Мы должны игнорировать любые вредные и ненавистнические действия, направленные против нас. Вместо мести мы должны практиковать терпение. Точно так же, мы не должны таить зло на человека за его вредные поступки по отношению к нам, не должны подавлять на какое-то время свой гнев, накапливая желание отомстить в будущем.
21. Будь надежным.
Мы демонстрируем непостоянство и ненадежность, если сначала преданы и любящи со своими духовными друзьями, а потом неожиданно проявляем к ним неприязнь и неуважение.
22. Не требуй благодарности.
Принося благо другим людям, мы должны всегда поступать от чистого сердца, направляя каждый поступок таким образом, чтобы помощь получили не только те существа, которым мы посвящаем этот поступок, но и все остальные существа. Таким должно быть наше единственное желание. Нам нельзя лелеять надежду или помыслы на то, что мы получим благодарности и похвалу за совершенное благодеяние.
Заключение.
Далее следует отрывок, в котором мастер школы Кадам Геше Чекава делится своим опытом.
Перед практикой я исследую свои действия, (а затем) из-за множества своих желаний, преодолев страдание, оскорбления и критику, обращаюсь к наставлению о преодолении эгоизма. Тогда мне не о чем будет жалеть в момент смерти.
В духе полной преданности, не обращая внимание на свои страдания, Геше Чекава преодолел много препятствий и вытерпел много оскорблений и критических нападок, получая учение о способах обуздания цепляния к самости. Выучив этот метод и применив его для развития своего ума, он освободился от тревог и сожалений в преддверии смерти.
Различные способы развития пробужденного ума и преображения своих мыслей похожи на дверь в дом с драгоценностями. Из нее вы попадете на многие другие пути развития духовного понимания. Эти практики ясно показывают способы преображения любого действия нашего тела, речи и ума во внутреннее развитие. В наш век быстрых перемен в мире и душевной нестабильности этот текст, обладающий практическими благами, легко понять. Каждый человек хочет навечно освободиться от всех страданий, и все-таки такой покой может брать начало только внутри нас. Его нельзя приобрести материальными способами, какими бы активными ни были наши попытки. Учение Геше Чекавы содержит высший метод достижения счастья. Однако для того чтобы обрести его, нет ничего более важного, чем практика этого метода. Только тогда принесут плоды жертвы и усилия, прикладываемые в поисках покоя и радости.