самом деле встретили смерть в таких несчастных условиях. Вообще-то, страдания, которые они испытали во время своей гибели, необязательно прекращается со смертью. Возможно, в последующих воплощениях страдание становится еще более сильным. Когда мы смотрим кино или читаем книги о вождях и главах государств, мы можем думать о том, что они зря растратили всю жизнь, гоняясь за тщетными целями, и помнить важность искусного использования этой короткой жизни. Кино и телевидение тоже может напоминать нам об иллюзорности всех явлений и подвигать нас размышлять 6 пустоте.
12. Всегда созерцай тех, кто ближе всех к тебе.
Когда у нас возникают трудности с людьми, с которыми мы поддерживаем самые тесные отношения, и которые проявляют по отношению к нам большую любовь и доброту, то есть с духовными друзьями и родителями, мы должны быть особенно внимательными. Ненависть и неуважение легко вспыхивают к тем, кто ближе всех к нам. Это гораздо серьезнее той ситуации, когда изъяны направлены на существ другого типа. К тому же, когда мы находимся в обществе равных, конкурентов и критиков, мы должны особенно беспокоиться о контроле над умом. Следовательно, мы должны осознавать свои реакции на людей, к которым мы ощущаем инстинктивное отвращение, даже в тех случаях, когда мы не общаемся с ними лично.
13. Не завись от других обстоятельств.
Нам нельзя ждать той поры, когда обстоятельства будут благоприятствовать нам, когда все наши потребности удовлетворятся еще перед началом практики. Скорее нам нужно продолжать внутреннее развитие любой ситуации, благоприятна она для нас или нет. Мы должны помнить о том, что в потоке существования все проносится словно вспышка молнии. Если мы будем ждать, то можем обнаружить, что не успели осуществиться наши планы медитировать в подходящей ситуации, как мы уже переходим к следующей жизни.
14. Прикладывай усилия, особенно сейчас.
Невероятно трудно одновременно получить условия, при которых можно встретить духовного мастера и получить от него наставления, выйти на путь Махаяны, приобрести способность создать пробужденный ум и особенно достичь свободы практиковать Дхарму. Даже в мирских вопросах меньшей важности никто никогда не пропускает уникальную и удачную возможность, когда она предоставляется. Итак, если у нас есть возможность, созданная этими условиями, нам нельзя позволять ей ускользать, не использовав ее мудро.
15. Не совершай извращенные поступки.
Если мы проявляем большое терпение к трудностям мирских дел, а не к практике воспитания высшего ума, значит наше терпение извращено. Приобретая сильное решение увлечься второстепенными и бессмысленными мирскими делами, но не питая устойчивую склонность к практике, мы демонстрируем извращенную волю. Упиваться удовольствиями, которые берут начало в желании, ненависти и прочей отрицательности ума, и не питать интерес к аромату, исходящим от медитативного переживания, значит радоваться извращенному аромату. Если мы, с одной стороны, не чувствуем жалость к мирянину, который внешне ни в чем не испытывает недостатка, но который не развивается на духовном пути, а с другой стороны, сострадаем тому, кто материально беден, но искренно практикует Дхарму, это извращенное сострадание. Если мы завлекаем людей, особенно родственников и друзей в мирские дела, которые только теснее связывают их с кругом перерождений и страданием, вместо того чтобы наставлять их принципам Дхармы, значит мы демонстрируем извращенную преданность. Если мы радуемся несчастьям, которые возникают у тех, кто не нравится нам, и все же равнодушны к поступкам людей, которые осыпают благами товарищей по Дхарме, значит мы радуемся по извращенным, неправильным причинам.
Практикующий, который учитывает эти моменты в своей жизни, не должен становиться тем, кто носит робу монаха или монахини и живет ради практики в горах. Человек, чьи поступки благостны как для него самого, так и для других людей, по-настоящему практикует Дхарму.
16. Будь последовательным.
Если мы хотим, чтобы наша практика продолжала развиваться, тогда мы должны уподобить ее текущей реке. Прерываемая практика никогда не приведет нас к четкому пониманию.
17. Не нужно недооценивать свои способности.
Мы должны перестать взвешивать свою способность выполнить задачу и в ужасе отшатываться от работы, выполнение которой считаем выше своих сил. Глубоко увлекаясь практикой, мы не должны уменьшать ответственность. Вместо этого мы должны неспешно отдаться любой благостной задаче, какой угодно задаче. Мы должны уподобиться