большие внутренние изменения, тогда как в действительности наши мысли претерпели малозначимые изменения.
Не говори о недостатках других людей.
5. Мы никогда не должны обвинять, критиковать или пытаться выявить и преувеличить недостатки других людей. Однако мы можем предложить им совет, чтобы в будущем люди поняли выгоду более целомудренного поведения. Мы снова противоречим своей практике, если говорим с намерением восхвалить себя и обвинить других людей, посмеяться над ними, унизить их. Эти моменты понять легко, поэтому нам нельзя игнорировать их, а следует ввести эти пункты в свои ежедневные занятия.
Не думай о том, что замечаешь в других людях.
6. Мы должны прекратить намеренное выискивание недостатков в других людях и стать осознанными, приготовиться судить о том, правильны или неправильны наши собственные поступки. Шагая по отвесной скале, мы не обращаем внимание на то, что происходит вокруг нас, а следим за своими шагами, чтобы не свалиться в пропасть. Точно так же, мы должны сосредоточивать внимание на себя. Даже если мы случайно замечаем в других людях дурные черты, мы должны тотчас же подумать, что такое суждение основано на ошибке зрения или слуха.
Сначала исправь свой самый серьезный недостаток.
7. Все существа в круге перерождения страдают в большей или меньшей степени от душевных изъянов, но каждому человеку свойственны собственные недостатки, которые господствуют в нем. Наш главный недостаток может оказаться желанием, агрессией, высокомерием, ревностью или невежеством. Мы должны наблюдать за собой и судить о том, какой недостаток в нас самый серьезный, а затем применить необходимые противоборствующие силы для того, чтобы устранить его.
Если привязанность (или желание) очень сильна, мы должны медитировать именно на непостоянство и нечистоту тела. Если в нас господствуют ненависть и агрессия, мы должны культивировать любовь. Если это невежество и равнодушие, мы должны медитировать на пустоту и воспитывать ясную осознанность. Для устранения гордости и высокомерия мы медитируем на непостоянство, свое страдание в этой жизни, циклическом существовании, и особенно на горести трех низших несчастливых областей. Если в нас преобладает зависть, мы должны вызывать в себе радость при виде добродетелей других людей. Наши изъяны бесчисленны, и они действуют не в ком ином, как в нас, поэтому разрушить их можно только в самом себе.
Откажись от надежды получить награду.
8. Когда мы работаем над тем, чтобы развить пробужденный ум, все наши попытки должны быть устремлены на благо всех наделенных чувствами существ. Наша практика нечиста, если мы надеемся на личное вознаграждение или удовлетворение. Такая надежда не только эгоистична, но и бесполезна, и от нее следует отказаться. Наша личная польза естественным образом берет начало в искренней практике Дхармы, выполняемой на благо всех существ.
Не принимай отравленную еду.
9. Узнав о том, что еда, которую мы любим, напичкана ядом, мы мгновенно отталкиваем тарелку. В своей практике мы должны быть уверенными в том, что любое добродетельное поведение не напичкано ядами-близнецами, то есть невежеством, основанном на цепляний за самость, и воззрением, основанным на заботливом отношении к самости. Если на нашу практику оказывает воздействие первый яд, мы должны тотчас же применить противоядие медитации на пустоту. Если на нашу практику оказывает воздействие второй яд, мы должны культивировать альтруистический ум и сострадание.
Не служи главному объекту поклонения снисходительно.
10. Это не значит, что нам нельзя поступать любезно и мягко к другим существам, просто мы не должны проявлять снисхождение к своим душевным изъянам. Главным образом из-за своего потакания таким изъянам, как жадность, агрессия и невежество, мы не можем вырваться из сети смущения. В будущем мы должны перестать любезничать с этими настоящими врагами и должны стать мягкими с другими наделенными чувствами существами.
Оставайся равнодушным к злым шуткам.
11. Когда кто-то насмехается над нами, оскорбляет нас, мы должны в ответ не осыпать его руганью и злословием, а проявлять терпение.
Не таись в засаде.
12. Когда солдаты не могут разгромить врага в открытом бою, они часто поджидают неприятеля в засаде, применяя партизанскую тактику, чтобы захватить врага врасплох. Если мы недоброжелательно ждем подходящей возможности отомстить человеку, такое поведение противоречит нашему правильному побуждению действовать на благо людей, вредящих нам.
Никогда не бей в сердце.