это наш духовный мастер, который обладает Тремя Высшими Драгоценностями и совсем не отделен от сокровенной природы нашего ума. Если мы осознаем этого внутреннего свидетеля, который понимает все, что только можно постичь, тогда мы узнаем, что он строже и точнее внешнего мастера. Если мы полностью уверены в чистоте своего побуждения и не имеем причины стыдиться перед внутренним свидетелем, это ясный признак того, что мы полностью выполняем учение. Однако если наша практика поверхностна, если мы обманываем людей, и они считают нас искренними, тогда мы должны учесть, что внешний свидетель не заметит наше притворство. В таком случае мы убедили одного свидетеля, но не самого важного. Нельзя обманывать ни одного свидетеля.
Самое главное это практиковать, применяя истину учения в каждой области нашей жизни. Хотя изучение Дхармы уже само по себе добродетельный поступок, этого еще не достаточно. Мы должны постоянно медитировать, развивая пробужденный ум. Дхарма подобна еде: мы не получаем пользы, просто смотря на нее. Для того чтобы получить все питательные свойства Дхармы, мы должны впитать ее посредством медитации и включить ее в жизнь.
5. Мера приобретения преображенных мыслей.
Благодаря успешному преображению своих мыслей, мы получим важные указания, которые дадут нам лекало, которым мы сможем мерить степень привязанности в своей практике.
Тебя всегда окружают только радостные мысли.
Если мы ощущаем радость даже в неблагоприятных ситуациях, это признак достижений в нашей практике. Например, когда мы встречаемся с другим человеком, который несправедливо критикует нас, когда сильно страдаем от недуга или глубоких угрызений совести, но вместо печали и язвительности демонстрируем естественную и ясную радость, это четкий признак того, что мы лучше познали принципы преображения мыслей. Когда мы не попадаем в неблагоприятные обстоятельства, то чувствуем радость, покой и безмятежность. Тем не менее, если мы, встречаясь с трудностями, страдаем и огорчаемся как и все остальные люди, такое наше поведение ясно указывает нам на то, что наша практика несовершенна, что мы должны приложить еще больше усилий для ее развития. Нам не требуется внешний учитель для того, чтобы определить эффективность нашей практики, поскольку каждый из нас может проводить личное исследование. Попав в особые обстоятельства, человек может начать проводить анализ собственных ощущений.
Перемена в отношении указывает на преображение.
Следующая мера знакомства с практикой изменяет наше обычное отношение к другим людям. Прежде всего, пусть мы и понимаем рассудочно, что наше мировоззрение, основанное на заботливом отношении к самости, было неправильным, мы все же продолжаем думать, что мы были важнее других людей. В нашей повседневной жизни мы по-прежнему машинально лелеяли свое эго. Однако после того как мы преобразим свои мысли, придет пора, когда наше старое мировоззрение полностью поменяется, и на смену ему придет сознательность, благодаря которой мы всегда будем оберегать других людей, которые достойны больше уважения, чем мы. Когда такое отношение невольно возникает во всех наших действиях, это признак того, что наш ум полностью свыкся с внутренним пониманием.
Представим для примера двух человек, которые приехали на красивый курорт. Они оба одинаково радуются прекрасным видам, но тут им говорят, что могут предоставить комнату только одному из них. Человек, которые спонтанно чувствует, что его попутчик должен остаться, а сам он поедет дальше (то есть тот, кто считает другого человека более важным), обладает умом, хорошо усвоившим эту практику.
Существует пять четких признаков, указывающих на то, что человек усвоил практику преображения мыслей, приспособился к пяти типам великого бытия.
Во-первых, это человек великого ума. Из-за своих обычных привычек мы всякий раз, когда возникает возможность, зря растрачиваем свое время на болтовню, на пустые рассуждения на земные темы и неуместные задачи. Однако все время человека великого ума полностью посвящено развитию и воспитанию пробужденного ума.
Во-вторых, это великий практик сдержанности (дул-ба, винайя). Такой человек из глубокой веры в закон последствия действий, постоянно защищает себя от всех недобродетельных поступков посредством бдительной осознанности, дисциплины и чистой этики.
В-третьих, это великий аскет. Такой человек бесстрашно готовится преодолеть трудность или препятствие, чтобы подчинить и уничтожить силу кармических пристрастий и их причины, душевные изъяны.
В-четвертых,