чтобы облагодетельствовать других существ, поэтому пусть я смогу выдержать все такие несчастья, как болезнь, бедность и смерть, встречая и принимая все это с радостью".
4. Разъяснение практики длиной в жизнь.
Выяви самую суть этого совета. Сочетай практику одной жизни с пятью силами.
Мы должны применять в своей практике пять сил до конца жизни, а также во всех будущих воплощениях.
Во-первых, это сила побуждения. Мы должны быть бдительными в каждый миг, чтобы суметь мгновенно устранить душевные изъяны, как только они возникнут. Мы также должны старательно оберегать три двери своего тела, речи и ума ради воспитания пробужденного состояния. Эти два побуждения следует поддерживать до тех пор, пока мы не достигнем полностью пробужденного состояния, поскольку они представляют собой основу будущей деятельности.
Во-вторых, это сила осведомленности. Благодаря ей мы привыкаем к пробужденному уму, чтобы всегда осознавать свои высшие цели. Силой ясного познания ума мы можем использовать любое обстоятельство. Даже осознанием несчастья, которым пропитана жизнь собаки, мы можем развить в себе высокое устремление к достижению полного совершенства состояния Будды на благо всех остальных существ.
В третьих, это сила белого семени. Мы культивируем семя пребывающего в нас пробужденного ума, если оно еще не проросло, или питаем и развиваем его, если оно уже проросло. Когда все наши действия направлены на воспитание семени, наши поступки становятся составляющими частями его развития.
В-четвертых, это сила разрушения. Она направлена на уничтожение воззрения, которым мы лелеем свою самость, тогда как это воззрение полностью противоречит пробужденному уму. Это наш настоящий враг, которого следует полностью уничтожить. Осознавая, что это и есть причина всего нашего смущения и страданий, мы должны попытаться измениться и уничтожить свое воззрение сразу же, как оно возникнет.
В-пятых, это сила молитв о стремлении идти по пути. Хотя в прошлом мы совершили бесконечно много недобродетельных поступков, мы все-таки можем ясно понять, что в нас есть также много целомудренных семян, которые появились благодаря прошлым добродетельным поступкам. Тот простой факт, что мы обрели ценную человеческую жизнь и наделены всеми качествами, которые позволяют нам следовать по духовному пути, представляет собой очевидное доказательство верности такого понимания. Итак, мы должны применить силу своих устремлений для того, чтобы идти по пути, и направить все добродетельное поведение и приобретенные благодаря нему заслуги, а также заслуги из всех прошлых жизней на то, чтобы оставаться неотделимыми от практики воспитания пробужденного ума отныне и вплоть до высшей самореализации. Все это составляет молитву для воодушевления.
Нам следует понять, что наслаждение относительным счастьем и удобствами берет начало в предыдущих добродетельных поступках. Таким образом, мы должны принять решение действовать в будущем точно так же, чтобы получить причины для дальнейших приятных условий жизни. К тому же, если мы понимаем, что все неблагоприятные случаи есть результат прошлых нецеломудренных поступков, тогда должны принять твердое решение перестать сеять в будущем такие семена.
Наставления о великом преображении сознания предписывают применять эти пять сил, пребывающих в совершенном состоянии.
Пора смерти, когда наше сознание начинает переход к другой жизни, имеет ключевое значение. Нам нужно хорошо подготовиться к смерти. Это можно сделать при помощи пяти сил, хотя в настоящем случае они обладают иной природой, отличаются от тех сил, которые применяют в жизни. Во-первых, это сила белого семени. Когда мы понимаем, что скоро покинем этот мир, мы должны подготовиться к этому, отбрасывая каждый предмет своей привязанности. Это следует делать, жертвуя всем своим денежным состоянием на благотворительные цели или отдавая людям вещи по какой-то заслуживающей уважения духовной причине. Такое поведение очень благотворно, поскольку в миг смерти сильное стремление или привязанность еще крепче привяжут нас к циклическому существованию, и у нас будет мало шансов оторваться от сансары.
С помощью силы молитв о вдохновении мы должны сделать подношения Трем Высшим Драгоценностям и своему духовному мастеру. Нам нельзя довольствоваться жертвованием материальных вещей. Лучшими подношениями в этом примере будут семена все добродетельных заслуг, которые мы накопили за все время. Это самое приятное для объектов прибежища. Когда мы делаем такие подношения, они должны сочетаться