как это было, когда мы еще не начали практиковать медитацию. Такая острая осознанность невероятно ценна, она поможет уменьшить силу невежества, из-за которого мы цепляемся за независимое существование всех явлений. Таким образом, медитация и занятия после медитации будут в равной степени приносить нам благо.
В. Истинный образ существования.
Если явления существуют не так, как мы воспринимаем их, тогда каков истинный образ существования? Давайте возьмем для примера себя и исследуем свои прошлые поступки. Кто этот человек? Что представляет собой рожденное, выросшее, развившееся и обученное "я"? Кто здесь? Чье это имя? Кто я?
Затем мы должны медитировать объективнее, проводить глубокий поиск. Что представляет собой наше "я"? Где оно находится? Мы должны искать его в теле и существовании. Глубоко медитируя, мы должны исследовать все части своего тела от темени до кончиков пальцев на ногах, вены, кости, нервы, плоть, кожу и даже слои кожи.
Когда мы уверимся в том, что "я" не обитает ни в одной из частей тела, возникнет другой вопрос. Может быть, "я" это то же самое, что и ум, сознание? Однако даже ум не есть наша самость. Мы обнаружим много противоречий, если тщательно изучим последствия такого предположения.
Например, все проявления ума можно поместить в три категории: добродетельную, недобродетельную и нейтральную. Если добродетельный ум отождествить с самостью, тогда самость будет сильной везде, где ум праведен. Между тем, самость будет слабой там, где ум греховен. Получится, что недобродетельные люди обладают слабым эго, тогда как добродетельные люди обладают исключительно сильным эго. Точно так же, если бы самость была присуща недобродетельному уму, тогда (согласно возникновению и исчезновению самости) недобродетельный ум пропадал бы в тот миг, когда пропадало и эго.
Более того, сам нездоровый ум можно классифицировать на многие дополнительные подклассы, например похоть, агрессию и так далее. Что из этого есть самость? Если бы наше отождествление с эго - иначе говоря самость, существовало только в безразличном уме, тогда в миг появления добродетельной или недобродетельной мысли безразличный ум исчезал бы вместе с эго. Несмотря на то, что существуют более тонкие способы, которыми "я" изучает сознание, подобные поиски выявят, что самость, то есть эго, не существует даже в виде ума, что отождествление с самостью не может происходить где-то еще помимо тела и ума.
Такими способами мы заключим, что несмотря на очевидность нашего существования само сильное и независимое ощущение "я" просто порождено нашим неведением, а на самом деле никакого "я" нет. Тогда мы можем предположить, что и вовсе не существуем. Однако, при всей невозможности найти "я", мы не должны потакать мыслям о том, что нас нет. Сам факт нашего существования позволяет нам проводить такие исследования и сомневаться в собственном существовании. Тогда каким образом мы существуем?
По отдельности ни ум, ни тело не представляют собой нашу самость. Она возникает из-за взаимозависимости тела и ума, а также аспекта сознания, который отождествляет с "я" ощущения недомогания, голода и так далее. Условное проявление самости появляется в существовании на основе особого сочетания этих частей, то есть тела, ума и сознания, которое соединяет все эти части в единое целое.
Возьмем для примера часы. Ни одна из их частей не представляет собой часы. Шестеренки, зубцы и пружины по отдельности еще не часы. Циферблат и две стрелки сами по себе не часы. Однако когда эти части, каждая из которых индивидуально не есть часы, собирают вместе и сочетают неким образом, мы можем присвоить получившемуся предмету ярлык "часы". Точно так же, ни тело, ни ум сами по себе не есть наша самость. Но когда наше сознание, форма и имя сочетаются в определенном отношении друг к другу, мы говорим, что они существуют в привязке к "я" или "самости".
Вот простое и краткое объяснение пустоты, иначе говоря отрицания невежества, из-за которого мы осознаем независимую самость, а также методы и техники медитации. Мы должны найти искусных духовных учителей, которые прекрасно ориентируются в этом тонком предмете и изучают его более глубоко для того, чтобы постичь его, поскольку требуется много учиться и много медитировать, прежде чем непосредственно осознаешь пустоту. Теперь мы можем получить лишь слабое рассудочное представление о пустоте, но только интуитивно постигнув пустоту, мы осознаем истинный образ существования всех явлений. Тогда мы сможем понять условный и высший образ существования