Атиша

Советы духовного друга

своем.

73. Общаясь с другими людьми,

74. Говори спокойно и открыто.

75. Не позволяй себе гневно хмуриться,

76. Пусть у твоего лица всегда будет радостное выражение.

77. При встрече с другими людьми постоянно

78. Радостно делись с ними, нимало не скупясь.

79. Искореняй в себе зависть.

80. Ради защиты душевного покоя другого человека,

81. Избегай любого противоборства с ним

82. И никогда не теряй терпение.

83. Не льсти, будь постоянным в дружбе,

84. Всегда умей проявить надежность.

85. Не унижай других людей,

86. Всегда своим поведением показывай уважительное отношение к ним.

87. Давая кому-то совет,

88. Сострадай ему и думай о его благе.

89. Не говори пренебрежительно о духовных доктринах,

90. Направь внимание на то, чему поклоняешься.

91. Используя канал десяти практик Дхармы,

92. Старательно практикуй все сутки напролет.

93. Сколько бы добродетелей у тебя ни набралось за три медитации,

94. Посвяти эти добродетели непревзойденному великому пробуждению.

95. Направь свои заслуги на благо всех чувствующих существ.

96. Всегда возноси молитву семи конечностей

97. И выражай свое стремление двигаться по пути.

98. Если ты будешь так себя вести,

99. То накопишь заслуги и мудрость.

100. Искоренив два типа помрачения,

101. То есть выполнив задачу сознания в человеческой форме,

102. Ты достигнешь непревзойденного полного пробуждения.

103. Камень веры и камень нравственности,

104. Камень щедрости и камень слушания,

105. Камень внимания,

106. Камень стыдливости и камень разумности

107. Вот семь высших драгоценных камней.

108. Запасы семи драгоценных камней никогда не иссякают.

109. Не рассказывай о них тому, кто не является человеком.

110. Следи за своей речью, когда находишься в скоплении людей.

111. Следи за своим умом, когда живешь уединенно.

Этот коренной текст сочинен индийским мастером Дипамкарой Шриджняной, Славным Просветителем, сутью Изначальной Осознанности.

Комментарии к части 1:

Мое почтение великому состраданию.

Мое почтение всем духовным мастерам.

Мое почтение обрядовым божествам.

Этот короткий текст Атиши содержит сто одиннадцать строк советов относительно практики преображения мысли. Он начинается с выражения почтения к великому состраданию, поскольку оно есть исток многих проявлений полностью пробужденного существа. Следующая строка выражения почтения сообщает, что все внутреннее развитие и внутренний опыт основаны на преданности учителям пути и верности им. Вот основа успеха всякой духовной практики. Как Наропа, так и его учитель Тилопа, говорили, что без духовного наставничества полностью пробужденное состояние возникнуть не может. Последняя строка выражения почтения посвящена обрядовым божествам. Все это отражения особых состояний пробужденного ума, и эти строки следует читать, когда мы хотим выявить эти состояния в себе. Например, медитируя на пробуждение обусловленного ума, мы должны преданно служить Авалокитешваре, воплощению сострадания, а медитируя на пустоту, мы должны преданно служить Манджушри, воплощению ясной осознанности и мудрости.

Прочь все сомнения! Приложи все усилия ради успешной практики.

Каким бы ни был объект нашей медитации, мы должны заранее внимательно изучить его и устранить все сомнения в отношении ее техники. Если учитель просто говорит: "Медитируйте на пустоту", и мы уходим, так и не разобравшись, что он имел в виду, то не знаем, что нам делать. Мы можем медитировать, размышляя о пустой комнате, плохо понимая, что такое пустота и не-пустота. Поэтому мы должны первым делом изучить медитацию, которую хотим практиковать, и ясно осознать рассудком ее назначение. На основе полученного понимания мы в конечном итоге сможем переступить интеллектуальный уровень и медитировать, не оглядываясь на рассудочные понятия.

Эта строка указывает на то, что нам следует не отвлекаться, а сосредоточенно медитировать, не позволяя мыслям бродить. Помимо этого, выбранный нами метод должен быть действенным, и мы должны убедиться в его пригодности. В результате мы, освободясь от всех сомнений, сможем медитировать абсолютно сосредоточенно, уверенные в правильности своего пути. Нам нельзя уподобляться лужице на столешнице, которую можно размазать пальцем в любое направление, расплескать и вытереть, согласно множеству подсказок. Нам нужно уметь отличать действенное духовное учение от недейственного, нужно быть уверенными в том, что правильно,