Атиша

Советы духовного друга

чтобы соответствовать нынешним требованиям или найти новые источники удобств. Это все равно как снизить неудобство жары, перейдя в прохладное место, которое по истечении какого-то времени становится неудобным. Такой тип страдания окружает все, что видимо доставляет удовольствие, и все же со временем приносит неудовлетворение.

Третий тип называется всеобъемлющим страданием, поскольку остаточные впечатления (ду-бьед, самскара) пронизывают все циклическое существование. Несмотря на то, что этот тип гораздо более тонкий и трудное поддается нашему пониманию, чем два предыдущих типа страдания, именно на этом основании держится всякое страдание. До тех пор пока мы не познаем это всеобъемлющее страдание, мы не сможем вырваться из циклического существования. Однако посредством глубокого созерцания этого типа страдания, остальных двух типов и шесть главных страданий мы почувствуем отвращение к кругу рождений, смертей и перерождений, решительно отречемся и отстранимся от всего круга существования, найдем выход.

Итак, любому духовному созерцателю важно познать страдание, первую благородную истину, которую поведал Будда Шакьямуни. Хотя Будда показал путь, которым можно достичь прекращения страдания, мы все равно никогда не освободимся от этого существования, если не осознаем его реальность.

Предварительные практики относятся к медитации на эти четыре темы. Такая медитация уводит ум от мирской суеты. Они также имеют отношение к другим видам деятельности вроде земных поклонов и подношений мандалы, чтения очистительной мантры Ваджрасаттвы с выполнением соответствующей медитации, и гуру-йоге, практике единения со своим духовным мастером.

Мы должны делать что-то свыше освоения учения и рассудочного его понимания. Мы должны медитировать на учение и применять появляющиеся у нас озарения в каждодневной деятельности. Прежде всего, нам следует оглядеться вокруг себя и попытаться понять то, что происходит рядом с нами, с точки зрения учения. Затем мы должны применить осознанность в своей медитации для того, чтобы развить интуитивное понимание и глубокую уверенность в том, что учение и в самом деле истинно. Мы должны не просто расширять всю свою энергию, собирая отрывочные сведения, но стараться прочувствовать их вескость через озарения в своей обычной жизни. Если мы не будем практиковать таким образом, то уподобимся человеку, который заходит в каждый магазин, спрашивает цену товара и сравнивает их количество, но никогда ничего не покупает, так как у него просто нет денег. Если мы будем внимательно слушать духовные учения, старательно изучать их, а потом применим их на практике для того, чтобы осознать их действенность, тогда наша работа будем иметь высокую ценность и непременно принесет благие плоды.

2. Главная практика.

Ключевое значение в преобразовательной науке об обучении ума занимает практика активизирования пробужденного ума (бодхичитты), который, как и все явления, имеет две части: высшую и условную. Первая часть включает развитие правильного воззрения - иначе говоря, осознание пустоты (стонгпаньид, шуньята). Вторая часть, условно пробужденный ум, в свою очередь имеет два раздела: развитие альтруистических устремлений ради достижения полностью пробужденного состояния ума, а затем выполнение действенных практик и медитаций для достижения этого состояния. Во многих других текстах Махаяны сначала дается объяснение условно пробужденному уму, но здесь применяется обратный метод. Оба порядка правильны, и наша практика может развиваться по обоим путям.

Развитие высшего пробужденного ума.

Обретя уравновешенность, узнай тайну учения.

Перед тем как узнать тайну высшего пробужденного ума, важно хорошо подготовиться, крепко уверовать в такие основные понятия, как поступки и их последствия, страдания циклического существования и непостоянство, а также полностью осознать их. После того как мы приобретем уверенность и стабильность, уже можно без всяких трудностей начать слушать наставления о тайном учении. Если у нас нет такой крепкой основы, тогда мы рискуем впасть в крайность нигилизма.

Из всех учений Будды Шакьямуни труднее всего понять пустоту. Каждая из четырех главных философских школ буддизма (Вайбхашика, Саутрантика, Читтаматра и Мадхьямика) имеет свой уровень понимания пустоты согласно точной степени, с которой они постигают этот предмет. Самое тонкое мировоззрение выразила философская школа Срединного Пути (Мадхьямика), основанная Нагарджуной. Пустота сложна для понимания, и если ее не так понять, даже опасна. Нагарджуна