2) сеяние ссор между людьми,
3) грубая речь, то есть брань, богохульство или злой сарказм,
4) глупая болтовня или участие в легкомысленном разговоре.
И, наконец, три дурных поступка ума:
1) жадность,
2) ненависть, недоброжелательность к другим существам,
3) склонность к таким дурным воззрениям, как неверие в закон причины и следствия или в достижение полностью пробужденного состояния Будды.
Когда мы понимаем, что совершением десяти недобродетельных поступков причиняем самый большой вред и самые глубокие страдания как себе, так и другим существам, мы начинаем считать их самым опасным врагом. Если у нас возникает стремление совершить один из таких поступков, мы должны быстро проанализировать обманчивую природу и вредные последствия такого желания. Таким образом, мы сможем удержаться от совершения поступка и в конечном счете не дадим развиться подобному стремлению. Успешный отказ от этих дурных поступков становится практикой десяти добродетельных поступков, что само по себе приносит нам массу положительных заслуг.
Мы должны считать желание совершить любой из этих десяти недобродетельных поступков более вредным, чем ядовитая змея, свернувшаяся кольцом на ваших ногах. Если вас ужалит змея, то в худшем случае вам будет больно, вы заболеете или умрете. Змея все равно не сможет в миг вашей кончины склонить сознание к неблагоприятному рождению. Если вы совершите любой из недобродетельных поступков, у него будет большая сила, каким бы малозначительным он ни показался вам. Следовательно, развитие стремления совершать любой из дурных поступков имеет более пагубные последствия, нежели укус ядовитой змеи.
Ошибки циклического существования.
Все циклическое существование (кхор-ба, самсара) подобно тюрьме, но если мы не понимаем всю неудовлетворительность своего положения, то никогда не будем пытаться отделаться от него и достичь высшего освобождения.
Существуют шесть главных типов страдания, которое пронизывают все области в этом круге. Первый тип это страдание от неверности друзей, непостоянства богатства и общественного положения на протяжении одной жизни. Человек, который когда-то был императором, может запросто утратить средства к существованию-. Нации, которые прежде воевали, становятся союзниками. Второй тип это страдание от невозможности получить удовлетворение. Даже если у нас уже есть все необходимое, мы все равно всегда жаждем большего. Достигнув одной цели, мы устремляемся к другой. Мы никогда не удовлетворяемся тем, что у нас есть. Если мы никогда не бываем удовлетворенными, тогда при всем своем материальной достатке мы будем жить в состоянии духовной нищеты.
Третий тип это страдание от неопределенных рождений. Мы уже прошли через бесчисленные жизни и в прошлом покинули такое множество тел, что из них получится целая гора. Страдание зачатия повторяется постоянно, и это значит, что мы снова будем зачаты и приобретем новую форму. Сам этот процесс всегда составляет природу страдания. До тех пор пока мы не освободимся, мы будем бесконечно кружиться в циклическом существовании.
Следующий тип это страдание от неустойчивости. Сначала нас спасают, а потом хищнически используют. Сначала мы взлетаем, а потом падаем. После встречи следует расставание, по истечении жизни следует смерть. В конечном счете мы страдаем от одиночества в рождении, болезни и смерти. Мы входим в жизнь и покидаем ее в одиночестве. Нас сопровождают только наши склонности и пристрастия, которые происходят от добродетельных и недобродетельных поступков, совершенных в этой и предыдущих жизнях.
В добавлении к этим шести главным типам есть еще три главных страдания. Первый тип: страдание от страдания. Все существа считают это несчастьем. Оно возникает из-за физического страдания и включает в себя боль, болезнь, рождение, старение и смерть. Однако второй тип главного страдания, а именно страдание от изменений, вызывается преходящей природой всех вещей, и обычно не считается страданием, поскольку зачастую принимается за истинное счастье. Например, большинство людей полагает, что земные цели, которые приносят безопасность в форме материального достатка и вещей, наделяют нас счастьем и душевным покоем. Если люди не осознают страдание, вызываемое изменениями, тогда они цепляются за эти вещи как за постоянные объекты, способные принести вечное удовлетворение. Однако нестабильность, свойственная всем вещам, скоро ввергает таких людей в бедственное положение, когда им снова приходится изменяться согласно каким-то новым условиям,