такую возможность. Более того, этот счастливый случай мы можем легко потерять, если вдруг умрем.
Смерть и непостоянство.
Непостоянство жизни ни для кого не тайна. Все люди ясно осознают этот факт. Теперь, когда мы обрели человеческую форму, наделенную разумом, нам нельзя медлить с использованием ее для практики внутреннего развития. Мы не будем жить вечно. Более того, мы никогда не можем быть уверенными в том, когда именно мы исчерпаем срок своих драгоценных способностей. Не важно, какое общественное положение мы занимаем, каков наш возраст или состояние здоровья - на свете много случаев, приводящих к смерти. Следовательно, мы ведем себя глупо, когда откладываем практику Дхармы, полагая, будто в настоящее время мы слишком заняты, что мы приступим к практике позднее, когда у нас найдется свободная минутка. Пока мы обладаем хорошим здоровьем, силой и прочими благоприятными условиями, мы должны без промедления извлекать пользу из своих возможностей.
Среда, в которой мы живем, может оказаться прекрасным учителем. Если мы будем постоянно осознавать свое окружение, тогда постигнем непостоянство всех вещей. Люди не обладают особыми качествами, которые освобождают их от своего непостоянства. На самом деле, все мы подобны овцам на бойне: не важно, кто из нас умрет первым, так как все мы неизбежно когда-нибудь окончим свои дни. Хотя мы в своем большинстве совершенно уверены в том, что умрем, мы все же не знаем точную дату своей кончины, поэтому должны постоянно напоминать себе о том, что час смерти нам неведом. Такое осознание есть один из наших лучших учителей, поскольку благодаря нему мы помним о том, что нам нельзя лениться и транжирить свое время, и подобное понимание постоянно придает нам силы продолжать свою практику.
Действия (карма) и их результат.
Мы практикуем Дхарму для того, чтобы достичь полностью очищенного состояния Будды. Если мы не достигнем этого состояния в течение нынешней жизни, тогда нам следует стараться осуществить свою цель в дальнейших воплощениях, пока мы не добьемся успеха. Если мы уже в этой жизни прилагаем все силы, занимаясь практикой, тогда приобретем определенное количество положительной энергии, которая перейдет в нашу следующую жизнь. Если мы и новую жизнь посвятим практике, тогда плоды обеих жизней перейдут в третью жизнь. Этот процесс накопления заслуг напоминает рост дерева. В первый год своей жизни фруктовое дерево мало, оно не приносит плоды, и лишь по прошествии нескольких лет неустанных забот садовника оно достигает зрелости и приносит плоды.
Итак, для того чтобы принести пользу другим существам, мы должны понять, что рождение в облике человека, наделенного восемнадцатью уникальными качествами, это прекрасная возможность. Родившись людьми, мы приобрели способности практиковать Дхарму, что было бы нам не под силу, если бы мы родились животными. Более того, такое благоприятное рождение не простое совпадение, а следствие совершенно конкретных причин. Мы не совершали дурные поступки и накапливали заслуги.
Мы получаем плоды только тех поступков, которые сами же и совершили. Если мы ведем себя безалаберно, импульсивно, если потакаем качествам душевной неустроенности, вроде жадности, агрессии, высокомерия и прочим подобным им качествам, тогда мы лишь получим результаты, противоположные своих желаниям. Результаты легкомысленных поступков уничтожат всякую вероятность того, что мы найдем обстоятельства, благоприятствующие духовной практике в будущем.
Если мы осознаем свои поступки (лас, карма), то обретаем глубокую мудрость и широкое понимание жизни. Вообще-то, наши поступки исходят из трех дверей нашего тела, речи и ума. Для того чтобы избежать страданий и смущения в будущем и еще раз обрести драгоценную человеческую форму, мы должны перестать совершать дурные поступки. В первую очередь необходимо прекратить то, что называется десятью недобродетельными поступками. Нам следует постоянно действовать с подчеркнутой осознанностью, поскольку это качество поможет нам достичь столь желанного счастья.
Для того чтобы извлечь пользу из свобод и даров драгоценной человеческой формы, мы должны прежде всего отказаться от десяти недобродетельных поступков. Отказ от десяти недобродетельных поступков естественным образом согласуется с практикой десяти добродетельных поступков. Существуют три дурных поступка тела:
1) убийство любого наделенного чувствами существа,
2) присвоение не при надлежащей тебе вещи,
3) нарушение супружеской верности.
Вот четыре вида злословия:
1) ложь,