которым вы познакомились в этих сутрах, предназначены не только для практикующих Дхарму, но оно способно помочь любому человеку, который просто хочет жить добродетельно. Вне зависимости оттого, верим ли мы в прошлые и будущие жизни, если мы ведем себя так, как будто уже жили прежде, то такая установка принесет нам и другим людям только благо. Мы должны дружелюбно относиться к другим людям, и все же иногда нам следует проявлять воловье упорство, когда нам нужно поддержать чистоту своей практики.
Одна тибетская поговорка звучит так: "Отвяжи веревку от своего носа и обвяжи ее вокруг своей шеи". Животные, которых тянут за веревку, привязанную к кольцу в их носу, вынуждены ступать туда, куда их ведут. Однако, если веревку обвязать вокруг шеи животного, оно остается покорным и послушным, так как может бродить по округе, куда ему вздумается. Точно так же, если мы обвяжем веревку нравственной дисциплины вокруг своей шеи, тогда нам необязательно выполнять какие-то внешние моральные заповеди. Если наша дисциплина берет начало в нас, тогда нам не нужны внешние авторитеты и наставники.
Практику Дхармы нельзя выполнять как простой ритуал, из-под палки или под влиянием моды. Нам нужно следовать по пути буддизма не из-за его растущей популярности, не из-за веяний моды, а потому, что мы осознали его пользу. Не важно, какие именно практики мы выполняем. Если они помогают нашему уму, значит в них есть толк. Тогда они в свое время окажут помощь и другим людям.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Восемь стансов о преображении мыслей.
Следующие стансы сочинил великий духовный друг традиции Кадам Лангри Тангпа Дордже Сенге, ученик Геше Потовы, который был в свою очередь прямым духовным сыном мирянина Дромтёнпы, ближайшего тибетского ученика Атиши.
Преисполнившись решительного желания принести высшее благо всем существам, которые дороже драгоценного камня, исполняющего желания, я буду всегда превозносить их.
Находясь в людском обществе, я буду считать себя низшим среди всех и в глубине своего сердца буду ставить других людей выше себя.
Я буду изучать поток собственных мыслей во всех своих поступках, и как только во мне возникнет грубое чувство, сулящее беду как мне, так и другим людям, я решительно подавлю эту эмоцию.
Завидев человека с дурной природой, обуреваемого жестокими страстями и терзаемого муками, я сочту, что такого прекрасного человека трудно сыскать на свете, все равно что найти сокровище.
Когда другие люди из зависти будут скверно со мной обращаться, то есть оскорблять, унижать и так далее, я снесу их неприятные слова и признаю их победу.
Если тот, кому я оказал поддержку и в ком я был совершенно уверен, принесет мне черное горе, я сочту такого человека своим высшим духовным другом.
Одним словом, я буду приносить пользу и блаженство всем матерям в своей нынешней жизни и в будущих воплощениях и тайно возьму на себя все беды и страдания своих матерей.
Более того, не запятнав себя предубеждениями восьми мирских интересов и считая все явления иллюзорными, я освобожусь от привязанности и сброшу с себя оковы.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
Преображение мыслей в семь ступеней. Коренной текст.
Ом Свасти: мое почтение великому состраданию. Нектар этого совета принес Серлингпа.
1.
Сначала обучись всем предварительным практикам.
2.
Обретя уравновешенность, узнай тайну учения.
Считай все явления сновидением.
Изучай природу не рожденной осознанности.
Средство само освобождается в собственном местопребывании.
Проводи медитацию на природу основания всего сущего, на суть пути.
В перерывах между медитациями будь творцом иллюзий.
Ты словно видишь алмаз, солнце и целительное дерево.
Когда пышно расцветают признаки упадка, превращай их в путь полного преображения.
Не позволяй себе обвинять в чем-то других людей.
Созерцай великую доброту всех людей.
Во время медитации поочередно бери и отдавай.
Развивай практику поступательно, начиная с себя.
Практику отдачи и изъятия привяжи к дыханию.
Существуют три типа объектов, три яда и три источника добродетели.
Постоянно напоминай себе о необходимости практиковать.
Произноси эти слова, за какое бы дело ни взялся.
3.
Когда мешок полон зла, превращай эти неблагоприятные обстоятельства в помощь на пути к полному пробуждению.
Используй любую ситуацию для медитации. Пройди четыре стадии подготовки, приобрети высшие средства.
4.
Выяви самую суть этого совета.
Сочетай практику одной жизни с пятью