Атиша

Советы духовного друга

выполнять предварительную практику, которая называется молитвой из семи частей. Она символизируется семью чашами для подношений, выставленными на алтаре. Все наделенные чувствами существа обладают природой Будды, и пусть она закрыта пологом противоборствующих эмоций и невежества, все же ее можно проявить посредством методов, содержащихся в молитве из семи частей.

Первая часть из семи - земные поклоны; они обычно сочетаются с прибежищем в трех высших драгоценностях. Простираясь, важно осознавать свой побудительный мотив, не позволяя уму сосредоточиваться на физическом действии или процессе счета. Мы можем выполнять половинные поклоны, то есть касаться земли коленями, ладонями и лбом, или полные поклоны, то есть полностью простираться по земле. Мы должны тотчас же подниматься, воспринимая это действие как символ быстрого освобождения от мирского смущения и несчастья. Земной поклон представляет собой одно из самых мощных средств, противодействующих гордости, так как это форма сдачи. Данную практику высоко ценил Атиша. В отношении необычных предварительных практик она особенно действенна в устранении препятствий и накоплении заслуг. Окрепнув в наставлениях нашего учителя, мы можем, выполняя поклоны, читать формулу прибежища или такой текст, как Сутра исповеди.

Вторая часть - совершение подношений, которые прекрасно искореняют скупость. Можно делать и особые подношения, но вместе с тем в число своих подношений можно включать все прекрасное - например, чистую воду, цветы, свечи, ароматные масла, сладости, фрукты и благоухающие палочки, но лишь при условии, что все это выбрано вами без помыслов о восьми мирских интересах. Делая подношения воображенному обществу, представляющему объекты прибежища, мы сажаем семя, которое даст нам росток трансцендентного блага.

Третья часть молитвы - исповедь, которая искореняет все три источника несчастий, то есть агрессию, привязанность и невежество. Практика выполняется посредством четырех противостоящих сил. Прежде всего, мы должны применить силу полного раскаяния в совершении дурных поступков и почувствовать, будто мы приняли яд. Затем мы должны дать обет не повторять такой некрасивый поступок, ведь тот, кто отравился, никогда больше не притронется к яду. В-третьих, мы должны искренне обратиться к прибежищу и пробуждать свой ум. Обычно мы совершаем дурные поступки по отношению к объектам прибежища или другим наделенным чувствами существам, поэтому обращение к прибежищу стирает прошлые действия и пробуждает ум наделенных чувствами существ. В конечном счете мы должны применить силу противодействия - например, поклоны или медитацию Ваджрасаттвы, которая очистит нас от инстинктов, лежащих в основе дурных поступков.

Четвертая часть молитвы - радость. Нам следует радоваться своим и чужим добродетельным поступкам. Радуясь достижениям других людей, мы противодействуем зависти. Говорят, что благодаря чистой радости мы обретем приятную внешность в будущем рождении. Отчасти поэтому на лица святых и просветленных людей так приятно посмотреть, ведь они очень радовались, видя чужие добродетельные поступки, и они также излучают сострадание.

Пятая часть молитвы - мольба к пробужденным людям о продолжении вращения колеса доктрины и о дальнейшем обучении. Такие просьбы укрепляют наше понимание, поскольку именно прослушиванием Дхармы мы развиваем внутренние силы для того, чтобы устранить нехватку осознания истинной природы реальности. Нам нужны спички, чтобы зажечь светильник, точно так же нам нужно наставление духовного мастера, чтобы воспламенить огонь нашей внутренней мудрости. Эти действия сводят на нет некрасивые поступки, в которых мы придерживаемся неверного мировоззрения и исповедуем фанатичную нетерпимость.

В шестой части молитвы мы просим полностью пробужденных людей жить долго и не покидать нас. Такие просьбы устраняют некрасивые действия против наших духовных учителей, вроде невыполнения их наставлений, и в конечном итоге увеличивают наш жизненный срок. Итак, эта практика называется нектаром бессмертия.

И наконец, мы должны направить любую приобретенную нами заслугу на достижение поля Будды и освобождение от страдания всех живых существ.

После этой молитвы мы должны также вознести молитвы о стремлении двигаться по пути - например, о желании переродиться влиятельным человеком с тем, чтобы принести пользу еще большему количеству людей. Это все равно как желание родиться "религиозным правителем", вождем, который всегда взвешивает положение дел на весах закона действий и их плод на благо