Мы должны думать, что совершили в прошлом очень плохие поступки, и наши нынешние трудности берут начало именно в них. Такая практика быстро устраняет внутренний конфликт. Накопление недобродетельных поступков заставляет нас страдать. Нам не нужно усердно грести под себя горы отрицательных поступков и неприятностей, но именно этим мы и занимаемся исподволь, вызывая темные мысли. Неправда, что наши затруднения приходят к нам извне, их порождаем мы сами. Если мы проведем внутренний анализ, то сможем достичь вечного состояния счастья, но поиски вовне причин смущения и разочарования так ничего и не принесут нам.
Живи совершено уединенно, за городской чертой, словно смертельно раненый дикий зверь.
Мы должны посвятить все свои усилия на начальных стадиях практики самонаблюдению, а также успокоению и покорению своего ума, поэтому нам полезно жить уединенно. Чем больше смущения вокруг вас, тем больше его внутри вас. И чем больше тишины вокруг вас, тем спокойнее ваш ум. Поэтому Атиша советует нам скрываться подобно смертельно раненым диким зверям. Например, кошки обычно умирают не в хозяйском доме, а уходят от людей и умирают в одиночестве. Точно так же, мы должны поселиться в уединенном месте, чтобы активно заняться там медитацией. Для практики необходима сила и мужество вкупе с энтузиазмом и усердием. Миларепа говорил: "Если родственники не узнают про мое счастье, если враги не узнают про мои страдания, если я умру без плакальщиц, значит все мои желания в йоге осуществятся".
Говоря о наиболее благоприятных условиях для серьезной медитации, я не настаиваю на том, что все люди должны делать одно и то же, следуя буддистским учениям. Мы свидетельствуем, как великие мастера прошлого уходили с головой в такие практики и успешно достигали полной реализации. Держа в уме такую установку, мы можем в дальнейшем набраться мужества. Возможно, некоторые люди подготовят себя к обретению высшего блага ради себя и других существ, реализуя такие практики.
Будь самодостаточным, таись от людей, легко расставайся с вещами.
Когда мы выполняем ритрит, нам лучше всего поселяться в местах, в которых в прошлом медитировали великие созерцатели. Благословение определенного места может оказать значительную поддержку нашей практике. Например, по общему мнению в самом священном месте буддистского мира Бодх Гайе все Будды достигали полного пробуждения и будут достигать его и впредь. Сила такого места настолько велика, что даже мирской человек, приехавший туда, развивает духовные чувства, что побуждает его обходить храмы кругом и созерцать. Посещение такого места постоянно наполняет силой побудительный мотив нашей практики.
Все время оттачивай осознанность своего идама, и всякий раз, когда тебя одолевает лень и апатия, признавайся себе в этих недостатках и раскаивайся в сердце своем.
Для того чтобы уравновесить свой личный идам, или личное божество, мы должны все время укреплять побудительный мотив наших поступков и носить в уме цель полного единения с полностью пробужденным состоянием, которое символизирует наш идам. В книге "Десять сокровенных драгоценностей Кадама" утверждается, что мы должны всегда вызывать в себе убеждение алмазной твердости в своем чистом побуждении прежде, чем совершить некое действие. Если мы усвоим эту установку, тогда ничто не сможет поколебать планы и намерения нашей медитации.
Тогда при возникновении помехи медитации вроде лени, усталости или рассеянности мы должны суметь быстро возвратиться к объекту нашей медитации, вспомнив свой побудительный мотив. Мы должны подражать примеру Геше Бангунг-гьяла школы Кадам, который при появлении лени говорил себе: "Если ты не будешь сохранять бдительность, тогда я все расскажу о твоих промашках и выставлю тебя в невыгодном свете". Мы должны подражать своему внутреннему учителю и исправлять свои изъяны. Внутренняя дисциплина и раскаяние в ошибках - вот суть практики.
Общаясь с другими людьми, говори спокойно и открыто.
В нашем поведении не должно быть суетливости, нам следует вести себя спокойно и действовать рассудительно. Нам нельзя проявлять в своих поступках высокомерие подобно некоторым людям, которые в ответ на просьбу показать верное направление небрежно машут рукой неизвестно куда. Вместо этой спесивости мы должны отвечать открыто на все вопросы, которые нам задают. Высокомерие это всего лишь еще один способ поддержать эго в его попытках уцепиться за ложное чувство безопасности. Такое поведение обязательно вызовет в других людях отрицательную реакцию. Самовлюбленные