Атиша

Советы духовного друга

задание. Итак, мы должны уподобиться первому строителю и возводить стены нашего духовного дома, все время работая упорно. Мы должны всегда давать какое-то время на появление ростков своих дел и не должны ожидать, что приобретем "мгновенное блаженство", выполняя какую-то практику несколько недель, месяцев или пусть даже год. Ясное понимание и усиливающаяся осознанность в любой жизненной ситуации могут появиться только спустя несколько лет. На самом деле, если мы уже начали пробуждать ум, то должны взять за цель его пробуждение и поддерживать свое крепкое намерение на протяжении всей жизни, а также во всех будущих жизнях. Если мы расширяем границы своего восприятия за пределы ограниченного контекста одной этой жизни и начинаем видеть мир в более широкой перспективе, тогда мы, без сомнения, разовьем ясное понимание, согласно затраченным усилиям. Даже если мы не полностью пробудим свой ум, все равно благодаря его альтруистическому и всеобъемлющему мировосприятию мы обязательно станем более добрыми людьми.

Никогда не симпатизируй злу.

Мы должны отвергать удовольствия, берущие начало в дурных поступках, поскольку наслаждение, происходящее от душевного неустройства, в скором времени приносит боль. Позволяя ветрам нашей отрицательности уносить нас, мы свидетельствуем о том, что абсолютно потеряли вектор жизни. Вместо этого нам следует вкусить вечную радость, которая появляется из благого поведения и медитации.

Когда ум преисполнится высокомерия, сбей ему спесь. Вспоминай поучения своего мастера.

Гордость, или тщеславие, это одно из самых худших душевных расстройств. Если мы решим, что благодаря развитости нашего пробужденного ума мы поднялись выше других людей, тогда все они станут относиться к нам с пренебрежением. Если мы надменны и спесивы, тогда никто не станет поддерживать с нами приятельские отношения. Для того чтобы сбить себе спесь, мы должны медитировать на непостоянство и смерть.

Очень немногие люди приобрели основательный и прочный опыт жизни. Эмоции большинства людей изменяются в худшую сторону, такие люди движутся по воле волн. Иногда мы можем преисполниться чувства гордости из-за признаков неких достижений, тогда как признаки отката назад, когда над нами берут верх наши недостатки и привычные пристрастия, обескураживают нас. Все эти чувства взаимосвязаны, ведь угнетенное состояние духа существует только в связке с приподнятым настроением, ни одно такое чувство не бывает независимым. И хорошо, что в нашей жизни так много течений, как в полноводной широкой реке. Поэтому нам нельзя приходить в возбуждение, когда добиваемся великих достижений, и падать духом, когда терпим неудачи в своих практиках. Если мы ощущаем жалость к себе, тогда нам следует считать большой удачей уже одно то, что мы родились в драгоценной форме человека, обладающего широким спектром возможностей.

Если ум проявляет трусость, восславь возвышенный ум.

Мы должны попытаться воспитать в себе мужество воина и сильный ум, чтобы с энтузиазмом и усердием заниматься своими практиками. Если нам при наших усилиях недостает смелости, тогда медитация просто наскучит нам. Если вода способна наполнить ведро по капле, тогда почему нельзя освободить ум посредством поступательного внутреннего развития? Если ум направить на правильный путь, тогда он благодаря своей подвижности и гибкости обязательно сможет обрести полную свободу от смущения. Полное пробуждение этих возможностей представляет собой высшую природу самого ума.

Если ты испытываешь влечение или отвращение к чему-то, созерцай пустоту объектов этих чувств, воспринимай их как иллюзии и фантомы.

Если мы развили сильную привязанность или неприятие к кому-то или чему-то, тогда к объектам таких чувств лучше всего относиться как к сновидениям, иллюзиям или проявлениям. Сон возникает и исчезает, и все же он не существует в материальном плане, он подобен галлюцинации, иллюзии. Все, что расстраивает душевное здоровье, следует воспринимать как галлюцинацию.

Услышав в свой адрес обидные слова, сочти их эхом.

Всякий раз, когда мы слышим несправедливые и оскорбительные речи, которые нам не нравятся, мы должны считать их эхом звука, который мы сами же и извлекли. Неприятные звуки это эхо нашей вздорности, а славословия это эхо приятной мелодии, которую мы исполнили.

Если твое тело получило увечья, отнесись к этому как к воздаянию за прошлые поступки.

Умелая практика выражается в том, чтобы вину за все свои неудачи, боль и несостоятельность считать плодами своих прошлых неблаговидных поступков.