По этой причине для глубокой медитации наиболее подходят пещеры. Здесь никто не приложил руку к украшению обстановки, и человек, практикующий медитацию, к камням и земле привяжется меньше, чем к уютной комнате.
Великий тибетский созерцатель Тогме Зангпо, написавший труд "Тридцать семь практик всех сынов Будды", в возрасте почти тридцати лет поселился в пещере и оставался там до шестидесяти лет, все это время он дружил с птицами и животными. Он говорил: "Мне очень приятно практиковать медитацию в пещере. Если я взгляну вверх, то не увижу правителей и родственников. Если я взгляну вниз, то не увижу слуг. Я остался наедине со своим умом, и меня не отвлекает мирская суета и лишние обязанности".
Мы должны понять, что нам следует с толком использовать свой ум и совершать с его помощью конструктивные поступки. Если мы будем то и дело отвлекаться на множество дел, то никогда не сможем осознать истинную природу реальности.
Привязанность никогда не принесет тебе благое перерождение, она удушает свободную жизнь.
Атиша очень выразительно говорит о необходимости устранить привязанность, поскольку она может не только лишить нас счастья в этой жизни, но и отказать нам в возможности обрести лучшее перерождение, освободиться от циклического существования, отпустить свой ум. Вопреки привязанности с оттенком похоти и страсти мы должны воспитывать в себе крепкую нравственность.
Встретив практики, ведущие к счастью, всякий раз усердно изучай их.
Чем бы мы ни занялись, мы должны оценивать свои поступки, разумно размышляя о том, будут ли благотворными их результаты. Если наш поступок принесет нам и другим людям лишь смущение и неприятности, тогда нам не следует совершать его. Действуя импульсивно, мы забываем учесть последствия своих поступков. Пожилых людей зачастую считают консервативными, так как они склонны рассматривать ряд возможностей прежде, чем совершать поступки, а потом неспешно приниматься за дело.
У людей есть глубокий разум, способный принести им вечный покой и счастье, если им правильно распорядиться. Если мы отказываемся применять этот закон, то тем самым обессмысливаем цель своего нынешнего воплощения. Стремиться только получать удовольствия от жизни, игнорируя других людей, значит вести себя не лучше, чем животное, и с таким поведением мы далеки от реализации человеческих возможностей.
Мы должны серьезно подумать перед тем, как дать обет или какие-то духовные обязательства. Шантидева в труде "Наставления о жизненном пути пробужденного воина" пишет: "Не спешите давать обеты. Сначала поразмыслите над тем, сможете ли вы их исполнять. Если у вас есть такие способности, тогда сохраняйте свои обязательства, крепко держитесь своей клятвы".
Какое бы дело ты ни начал, сначала закончи именно его. Любое дело исполняй усердно, иначе ничего не достигнешь.
Нам нужно так много узнать в этом мире, а жизнь слишком коротка для того, чтобы изучить все на свете, поэтому мы должны завершить то, что начали, а не заниматься поверхностно сразу множеством дел. Лучше всего найти одно дело, которое придется вам по душе, и полностью изучить его. Если мы выполняем духовные практики неосновательно, приобретая неполный опыт во многих медитациях, поклоняясь множеству личных богов и обращаясь к медитациям разных традиций, то никогда не сможем ни одну из них довести до совершенства. Если мы пробуем свои силы во многих религиях, отхватывая понемногу в индуизме, буддизме, христианстве, исламе и прочих религиях, то лишь теряемся. Мы не можем узнать все и стать всеведущим хозяином самсары, поэтому нам лучше изучить что-то одно, но основательно.
Например, некоторые ученики пытаются выучить множество языков, но часто это приводит к тому, что они плохо усваивают даже один язык. Если бы они старательно изучили один язык, то смогли бы делать изыскания во многих ответвлениях культуры и религии страны, где говорят на этом языке. Плохо выучить одно дело - все равно, что пытаться шить иглой, которая заострена с обоих концов, мы просто не сможем делать ею стежки. Занимаясь множеством дел, мы распыляем свое внимание и утрачиваем сосредоточенность. Некоторые тибетские монахи приходят в монастырь и сначала выполняют короткий ритрит, а потом уходят. Они возвращаются позднее, чтобы изучить другой предмет, так они не достигают ясного понимания ни одной медитации.
Вообразим, что два каменщика возводят стены, причем каждый строит свою стену. Один из них упорно кладет кирпичи ряд за рядом, а другой работает урывками - второй строитель никогда не выполнит