результаты при отсутствии каких-либо точных образцов. Единственным средством, которое помогало древним магам перемещать точку сборки, были магические пассы; они давали стабильность, необходимую для вызова внимания сновидения, без которого невозможно сновидеть так, как это делали маги древней Мексики. Без помощи внимания сновидения, практикующий мог, в лучшем случае, надеяться на ясные сны о фантасмагорических мирах, или даже видения миров, где производится энергия, но всё это не имело никакого смысла без всеобъемлющей рациональности, которая подобна путеводной карте.
ВНУТРЕННЯЯ ТИШИНА
Пятой темой, которая является кульминацией предыдущих четырёх, и к достижению которой наиболее жадно стремились маги древней Мексики, является внутренняя тишина. Внутренняя тишина определялась доном Хуаном как естественное состояние восприятия человека, когда мысли остановлены, и все способности человека функционируют на том уровне сознания, когда повседневный способ познания не работает.
Дон Хуан сравнивал внутреннюю тишину с темнотой, поскольку человеческое восприятие, лишенное своего обычного спутника, внутреннего диалога, то есть безмолвного словесного выражения процесса познания, падает в нечто, напоминающее тёмную яму. Тело функционирует как обычно, но сознание обостряется. Решения мгновенны, и они словно рождаются от знания особого рода, лишённого мыслей и слов.
Маги древней Мексики, которые открыли и использовали магические пассы, являющиеся стержнем тенсегрити, считали, что восприятие человека, функционирующее в условиях внутренней тишины, способно достичь неописуемых уровней. Они утверждали даже, что некоторые из этих уровней восприятия принадлежат другим мирам, которые, как они считали, сосуществуют вместе с нашим миром; мирам, включающим в себя и тот, в котором мы живём; мирам, где мы можем жить или умереть, но которые не могут быть описаны в терминах линейных парадигм, которые использует обычное состояние человеческого сознания для объяснения Вселенной.
Внутренняя тишина, в понимании магов линии дона Хуана, является матрицей для гигантского шага эволюции; маги древней Мексики называли этот гигантский шаг безмолвным знанием. Безмолвное знание это такое состояние человеческого сознания, при котором знание приходит автоматически и мгновенно. Знание в этом случае не является продуктом мозговой деятельности, или логической индукции или дедукции, или обобщений, основанных на подобии и различии. В безмолвном знании нет ничего априори, ничего, что составляет тело знания. Для безмолвного знания, всё есть нависающе сейчас. Сложные обрывки информации схватываются сразу, без всяких предварительностей.
Дон Xyан считал, что Безмолвное знание, как намёк, было известно раннему человеку, но этот ранний человек не был настоящим хозяином безмолвного знания. Дон Хуан говорил, что подобный намёк тогда был значительно сильнее, чем испытываемый современным человеком, потому что сейчас большая часть знаний приобретается заучиванием. Он считал, что хотя мы и потеряли намёк, дорога, ведущая к безмолвному знанию, будет всегда открыта для человека, и начинается она с матрицы внутренней тишины.
Достижение внутренней тишины является необходимым предварительным условием для всего, описанного здесь. Дон Хуан говорил, что внутренняя тишина должна быть получена за счёт последовательного давления дисциплины. Он говорил, что внутренняя тишина должна быть накоплена, или запасена по крупицам, по секундам. Иными словами, человек должен постоянно заставлять себя быть безмолвным хотя бы на несколько секунд. Дон Хуан говорил, что если человек будет упорным, то упорство преодолеет привычку, и тогда человек подойдёт к тому порогу, когда начнёт накапливать секунды и минуты, но этот порог для каждого различен. Например, если для кого-либо порог внутренней тишины составляет десять минут, то как только эта отметка достигнута, внутренняя тишина появляется сама по себе, другими словами, по собствен ному желанию.
Нет возможности узнать заранее, каков порог у отдельно взятого человека. Это узнается с практикой. Расскажу о себе. Следуя наставлениям дона Хуана, я упорно заставлял себя оставаться в тишине, и однажды, идя по территории UCLA (Университета Лос-Анджелеса, Калифорния) с факультета антропологии в кафетерий, я достиг своего таинственного порога. Я знал, что достиг его, потому что в одно мгновение испытал нечто, о чём мне подробно говорил дон Хуан; он называл это остановкой мира. В одно мгновение мир перестал быть тем, чем он