обслуживаю- щего сигналы внешней реальности.
Наблюдаемые в эксперименте явления могут быть описаны следу- ющим образом. Временами появляющиеся образы растворяются в темном трехмерном объеме, и это происходит именно тогда, когда уклоняешься от волевого выхода в многомерное познава- тельное пространство. Как только начинаешь осознавать ти- шину в слуховой сфере, сразу начинает разворачиваться новое пространство. Ощущение тела неустойчиво - оно то появляется, то исчезает в зависимости от появления страха или других эмоций. Феномен появления или исчезновения тела аналогичен случаю с тишиной и темнотой. Возможность успешной работы в этих пространствах определяется, с одной стороны, способ- ностью блокировать проникновение в эти пространства данных о внешней реальности, извлекаемых из памяти, а, с другой сто- роны, не проецировать и эти пространства при отсутствии стимулов внешней реальности.
Вы можете проецировать в визуальную сферу реалистические образы (эквиваленты внешней реальности) или пустоту (отсутс- твие проекций внешней реальности). В акустическую область можно проецировать конкретные звуки, голоса и т. д. (аналог внешней реальности) или же проецировать тишину (отсутствие голосов, звуков внешней реальности). Можно также проециро- вать туда образ собственного тела, используя сокращения мус- кулов и внушая себе, что образ функционирует с реальной об- ратной связью. Или же вы можете начать с проекции отсутс- твия тела, что является логической альтернативой наличию тела.
В каждой из этих ситуаций, имеющих дихотомический характер, вы проецируете внешнюю реальность и ее эквиваленты (положи- тельные или отрицательные). Чтобы пережить следующую группу феноменов нужно поработать с дихотомическими символами внеш- него мира и понять, что они оказываются результатом уклоне- ния от дальнейшего анализа более глубоких уровней психики.
Следующая группа феноменов появляется, когда оставляешь про- екционные эквиваленты внешней реальности, извлекаемых из па- мяти и обращаешься к работе с мыслью и чувствами. Более строго можно сказать, что эго расширяется и заполняет субъ- ективно воспринимаемую внутреннюю вселенную. Появляется бесконечность, аналогичная бесконечности обычного визуаль- ного пространства внешней реальности, и у вас возникает чувство, что ваше я расширилось, простираясь безгранично во всех направлениях. Я еще центрировано в одном месте, но границы его исчезли, оно раздвигается по всем направлениям и расширяется, чтобы заполнить пределы вселенной настолько да- леко, насколько вы способны это сделать. Объяснение этого явления состоит в том, что вы заняли пространство восприятия и заполнили его программами, метапрограммами и самометапрог- раммами, которые модифицировались во внутреннем восприятии таким образом, как если бы они были эквивалентны внешней ре- альности. Эта трансформация, это особое ментальное состояние должно быть пережито непосредственно.
В нашем обыденном опыте бывают сны, которые несут что-то из этого качества и которые демонстрируют этот вид феноменов.
На этом уровне могут иметь место различные уклонения от по- нимания того, что происходит. Вы можете вообразить, что пу- тешествуете в действительной вселенной, оставляя за собой солнца, галактики и т. д. Вы можете представить себе, что осуществляете коммуникацию с другими сущностями в иных все- ленных. Однако, говоря строго научно, совершенно очевидно, что вы не делаете ничего подобного, что лишь ваши основные допущения определяют, что вы испытываете в данном случае.
Поэтому мы говорим, что в данном случае обычные поля воспри- ятия и проекционные пространства заполнены процессами позна- ния и способностью к волевым действиям. Кажется более разум- ным принять такую точку зрения, чем исходить из объективнос- ти космического чувства, единения со вселенной, раство- рения в Космическом разуме, как об этом иногда пишут в соот- ветствующей литературе. Такие состояния, или так называемое прямое восприятие реальности, являются преобразованными в биокомпьютере мыслями и чувствами, которые обычно заняты восприятием внешней реальности каким-то определенным спосо- бом.
Небольшое отступление с целью пояснить некоторые проблемы, связанные с переживанием различных феноменов. В дополнение к тому, что говорилось о страхах, мешающих дальнейшему разви- тию этих феноменов, следует нейтрализовать произвольные кли- нико-психиатрические объяснения и суждения по их поводу. Ес- ли вы предполагаете, что прохождение через эти феномены яв- ляется опасной процедурой, которая может привести