проводимых опытов. Я чувствовал, что группа из тридцати человек, большой исследовательский бюд- жет, в целом жизнь института зависит от меня и того, что я напишу. Я предполагал, что прямая публикация результатов мо- жет привести к потере работы моими коллегами, не говоря уж о стабильности моего собственного положения.
И действительно, несмотря на принятые мной меры, издание в 1967 году этой работы привело к прекращению финансирования программы одной государственной организации, занимавшейся исследованием дельфинов. До меня доходили разговоры относи- тельно моего мозга и интеллекта, якобы измененных ЛСД. В этот момент я оставил институт и перешел в Психиатрический Исследовательский Центр, чтобы возобновить исследования ЛСД в программе, имевшей поддержку в правительстве. Я познакомил со своими идеями исследователей центра, а позже в 1969 году перешел в Исаленский институт.
Включение в тесное общение с другими людьми в Исалене и от- сутствие административного давления укрепило во мне уверен- ность в отношении обсуждаемых идей. В это время Стюарт Бранд посмотрел работу по миографии, которую я давал В. В. Гармону из Стенфорда, пытавшемуся использовать ее в своих иcследова- ниях суфизма. Стюарт попросил копии для распространения. У меня было 300 копий, изготовленных фото-офсетным способом с печатного экземпляра. Он продал их за несколько недель и попросил разрешения сделать увеличенный тираж по более низ- кой цене. Я согласился, хотя и сомневался в возможности про- дажи. Бук Пипл, Беркли, организовали перепечатку. Несколько тысяч копий было продано.
Я написал отчет таким образом, что его основное содержание было скрыто за тяжелым длинным введением, предназначенным остановить обычного читателя. Однако, когда слово сказано, такая уловка уже не останавливает интересующихся. Основные идеи оказались важными для достаточного числа читателей, и работа приобрела неожиданную популярность. Поэтому оказалось возможным напечатать ее полностью.
Несколько раз меня просили переделать эту работу. Однако это привело лишь к тому, что появилась новая книга - Центр цик- лона, Джулиан Пресс, Нью-Йорк, 1972. Следующая попытка что-то изменить в работе закончилась еще одной книгой - Мо- делирование Бога: наука веры. Получилось, что эта работа стала источником других работ и не поддавалась пересмотру.
Для меня она - вещь, отдельная от меня, своеобразная запись пространства прошлых событий и путь в новые пространства, через которые я прошел и не смогу вернуться назад.
Настоящее издание этой работы в ее полном виде обязано своим появлением самоотверженной работе издателей Артура Коппоса и ДАмико. Им я признателен за оживление старого содержания и придания ему новой формы. С самыми теплыми чувствами я выра- жаю свою признательность Антуанетте за ее помощь, поддержку и любовь.
Февр., 7. 1972 Д.К.Л.
ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ Все люди, достигшие взрослого состояния, являются запрограм- мированными биокомпьютерами. Такова человеческая природа, и этого нельзя изменить. Все мы способны программировать себя и других.
Несмотря на громадное разнообразие возможных программ, набор их у большинства из нас ограничен. Некоторые из них пришли из глубины веков и унаследованы нами от наших животных пред- ков - простейших одноклеточных, губок, кораллов, червей, рептилий и т.д. В базовых формах жизни программы передава- лись через генетические коды к полностью сформировавшимся организмам, способным к воспроизведению себя в потомстве.
Такие программы можно назвать встроенными. Паттерны функций типа стимул-реакция определялись необходимостью приспособле- ния к изменениям среды, чтобы выжить и передать генетический код потомкам.
По мере увеличения размеров и сложности нервной системы воз- никают новые уровни программирования, не привязанные непос- редственно к целям выживания и обстоятельствам размножения.
Встроенные программы лежат в основании этих новых уровней и находятся под контролем высшего порядка.
По-видимому, кора головного мозга возникла как расширение старого компьютера и стала новым компьютером, взявшим под контроль структурно более низкие уровни нервной системы, бо- лее низкие встроенные программы. Вместе с тем появилась воз- можность обучения, а с ней и способность быстрее адаптиро- ваться к окружающей среде. А позже, когда кора головного мозга за несколько миллионов лет достигла критической вели- чины, возникла новая способность - способность самообучения или способность обучаться обучению.
Когда вы обучаетесь обучению, вам приходится создавать