врожденные программы накладывают верхние и нижние ограничения на все его прояв- ленные и потенциальные качества. Здесь мы снова исходим из того, что растущий организм находится в оптимальных условиях в каждый момент его жизненного пути, но в реальности, конеч- но, это может быть совсем не так. И хотя такое исходное до- пущение, весьма вероятно, соответствует действительности, проверить это было бы трудно.
9. Основными проблемами исследования, представляющими инте- рес для автора, являются возможности стирания, модификации и создания программ. Другими словами, я заинтересован в отыс- кания метапрограмм, включающих методы и исходные данные, ко- торые контролируют, изменяют и создают исходные программы человеческого биокомпьютера. Пока что неизвестно, можно ли в действительности построить какую-либо программу. Конфликтую- щие школы мысли исходят из крайностей вида все хранится в биокомпьютере и никогда не стирается или только важнейшие данные и функции хранятся в биокомпьютере и, следовательно, не существует проблемы стирания. Модификации уже существую- щих программ могут быть осуществлены с большим или меньшим успехом. Создание же новых программ - весьма трудная задача.
Как опознать такую новую программу, когда она создана?
Представляется, что эта новая программа может быть лишь ва- риацией уже имеющихся.
10. Установление времени включения некоторых метапрограмм является затруднительным. Например, не ясно, когда включает- ся программа обучения у младенцев. Сомнительно, что ка- кая-либо метапрограмма может полностью удовлетворять иссле- дователя. Некоторые из них можно лишь временно принять как удовлетворительные с точки зрения эвристики. Нелегко быть открытым по отношению к новой информации и в то же время жестко придерживаться каких-либо сущностных метапрограмм. В некотором смысле все мы жертвы ранних метапрограмм, которые были заложены другими людьми.
11. В своих границах человеческий компьютер обладает свойс- твом, которое можно обозначить как наличие генеральной цели.
Определение генеральной цели включает в себя способность браться за проблемы, различающиеся не только количественными градациями по сложности, но и качественно по уровням абс- тракции и содержания, а также возможность быстро переключать внимание из одной области человеческой активности в другую с незначительной задержкой в перепрограммировании на новую де- ятельность. Чем шире спектр такого перепрограммирования, тем выше ранг по признаку генеральной цели у данного биокомпь- ютера.
12. -Человеческий компьютер обладает свойством сохране- ния программ. Хранимые программы представляют собой набор инструкций, которые находятся в памяти биокомпьютера и управляют им, когда приходят соответствующие команды. Источ- ником команды может стать любая другая система внутри того же биокомпьютера, или что-то, что находится вне его.
13. -Человеческий компьютер в пределах, которые еще следует установить, обладает свойствами программировать самого себя и быть запрограммированным другими источниками. Это допуще- ние естественно следует из предыдущего, но связано с систе- мами ума, работающими на уровне абстракций выше уровня прог- раммирования. О метапрограммировании следует говорить бук- вально так же, как и о самопрограммировании. Это не означа- ет, что можно представлять компьютер в целом как некое я.
Только малая часть систем, работающих в данный момент, зани- мается метапрограммированием, направленным на себя. Из этого следует, что в биокомпьютере должно существовать место для гигантского хранилища программ встроенных схем процессов, реализующихся в виде инстинктов и т.д. Все это существует в дополнение ко всему другому, составляя лишь часть схемы компьютера, доступной для самометапрограмм. В следующем пункте делается акцент на этом аспекте.
14. Биокомпьютер обладает свойством самометапрограммирования в пределах, которые могут и должны быть уточнены. (Замеча- ние: Самометапрограммирование осуществляется сознательно на языке метакоманд. После этого идет подробное окончательное программирование, которое продолжается и за порогом осозна- ния). Точно так же каждый биокомпьютер обладает определен- ной способностью метапрограммирования других - не себя.
15. Такой взгляд на человеческий мозг и человеческий ум дает возможность переопределить старые классификации человечес- ких поисков, отдельные области науки и многие термины. Нап- ример, термин внушаемость часто использовался в ограниченном контексте самопрограммирования и программирования одного че- ловека или многих людей