Идрис Шах

Сказки Дервишей

забыл о своем задании.

Шли годы. Принц вполне освоился в Мисре, скромным ремеслом

зарабатывал себе на жизнь и даже не вспоминал о том, кто он и

почему здесь оказался.

Между тем жители Шарка, воспользовавшись известными только

им одним методами, узнали, в каком страшном положении

находится Дхат, и решили общими усилиями помочь ему проснуться

и осуществить миссию, ради которой он был послан в Миср.

Каким-то чудесным образом спящему сознанию принца было

отправлено такое послание: 'Пробудись! Ведь ты королевский

сын. У тебя есть особое задание в этой стране, и когда ты его

выполнишь, ты должен снова возвратиться к нам'.

Это послание пробудило Дхата, и он тут же все вспомнил. Он

разыскал чудовище, усыпил его с помощью волшебных звуков и

завладел бесценным сокровищем.

Затем, повинуясь звукам пробудившего его послания, принц

снова облачился в свои прежние одежды и, следуя за звуком,

направился в страну Шарк.

В удивительно короткое время Дхат снова обрел свое прежнее

обличие, страну предков и родной дом. Но теперь благодаря

опыту он увидел во всем этом нечто большее, чем мог видеть

раньше: он обрел безопасность. И он осознал, что его родина -

это то самое место, о котором у жителей Мисра сохранились

смутные воспоминания, выражаемые ими в слове 'саламат' - этим

словом они обозначали смирение, но на самом деле, как он

теперь понял, оно имеет другой смысл - покой.

Очень похожую тему можно найти в 'Гимне души' из

новозаветного апокрифа. Философ Ибн Сина (умер в 1038 году),

известный на Западе как Авиценна, использовал подобный

материал в своей аллегории 'Изгнание души' или 'Поэма о душе'.

Приводимый вариант этого сказания встречается в тетради

странствующего дервиша, который, как предполагается, записал

его со слов Амир Султана, шейха из Бухары, учившегося в

Стамбуле и умершего в 1429 году.

Приложение I

Хронологический список авторов и учителей, упоминаемых в

книге

(В списке приводятся даты их смерти в христианском

летоисчислении)

VII век

634 г. Абу-Бакр ас-Сиддик, спутник пророка и первый халиф.

657 г. Хазрат Увайс аль-Карани, глава суфийского братства

Увайсийа, современник Мухаммеда.

661 г. Хазрат Али, сын Абу Талиба, зять и спутник пророка,

четвертый халиф.

680 г. Сеид Хусейн, сын Хазрата Али, погиб мученической

qlepr|~.

VIII век

728 г. Хасан из Басры, родился в Медине, оратор и

суфийский старец. 790 г. Джабир, сын аль-Хайана, ученик

Джафара, 'Гебер-алхимик' в

европейской литературе.

IX век

803 г. Фудайл, сын Айада, 'разбойник', умер в Мекке.

Обучал халифа Гарун-аль-Рашида.

828 г. Абу аль-Атахийа, основатель братства бражников,

поэт.

860 г. Зун-нун Египетский, 'Повелитель Рыб', применял

египетские иероглифы.

875 г. Байазид (Абу Йазид) из Бистама, 'Глава ученых'.

885 г. Абу-Али из Синда, учитель Байазида, формального

познания ислама не имел, но передавал ученикам суфийский опыт.

Х век

922 г. Мансур аль-Халладж, 'Чесальщик хлопка' (казнен как

еретик).

934 г. Абу-Али Мухаммед, сын аль-Касима аль-Рудбари.

ок. 965 г. Аль-Мутанаби, классический арабский поэт.

XI век

1038 г. Ибн-Сина (Авиценна на Западе), философ.

1072 г. Али аль-Худжвири, святой, автор книги 'Раскрытие

скрытого за завесой'.

1078 г. Ходжа (мастер) Али Фармади, принадлежит к

накшбандийской линии преемственности.

1089 г. Ходжа Абдаллах аль-Ансари, классический поэт и

мистик, погребен в Герате.

ХII век

1111 г. Имам аль-Газали из Персии (Столп Ислама), учитель

и автор классических работ на арабском и персидском языках.

1140 г. Абу Йакуб Йусуф аль-Хамадани.

1141 г. Хаким Санаи из Газны, Афганистан. Автор многих

класических произведений, включая 'Окруженный стеной сад

истины' (1130).

1166 г. Хазрат Абд аль-Кадир из Джилана, основатель ордена

Кадирийа. 1174 г. Ахмад ар-Рифаи, основатель

дервишского братства Рифаийа

('Завывающие').

ХIII век

1221 г. Наджм ад-дин Кубра, получил на ученых дебатах

прозвище 'Величаший Шейх', погиб в стражении с войсками

Rhlsp`.

1230 г. Шейх Фарид ад-дин Аттар, вдохновитель Руми, автор

суфийских классических произведений.

1234 г. Шейх Шихабт ад-дин Умар из Сухраварди, ученик

Ахмада аль-Газали, автор работы 'Дары глубокого