гостей, и присутствие хозяина в
нем необходимо. Кто-то должен добросовестно выполнять роль
хозяина для того, чтобы гостящие в доме чувствовали себя
непринужденно - ведь хозяин несет за них ответственность.
Сначала многие не понимают, что они гости - или, скорее, им
неизвестно само понятие 'гость' - то есть, им неясно, что от
них в этой роли требуется и что это им может дать.
Опытный гость, который уже кое-что знает о домах и
гостеприимстве, в конце концов раскрепощается и благодаря
этому лучше начинает понимать, что такое дом и каковы многие
стороны жизни в нем. Пока же гость только пытается постичь
сущность дома и запомнить правила этикета, его внимание
слишком поглощено этими факторами, чтобы он мог замечать,
скажем, красоту, ценность или назначение мебели.
Эта высокопочитаемая притча, взятая из 'поучений' жившего
в XIV столетии Низам ад-дина Авлийа, как предполагается,
полезна на различных уровнях. Притча говорит, в частности, о
том, что человеку необходимо упорядочить различные функции ума
для того, чтобы развить в себе особое высшее восприятие.
Она к тому же имеет целью указать в форме, легко доступной
уму, на необходимость суфийской группы и взаимосвязь между ее
членами, а также показать, как каждый член группы может
дополнить другого.
Большое внимание дервиши уделяют тому факту, что для
индивидуума важно вначале урегулировать некоторые проблемы,
прежде чем он сможет извлечь пользу из усилий группы.
Притча относится к суфийским произведениям, на которые
наложен определенный запрет. Ее нельзя изучать самостоятельно,
и где бы она ни была записана, ученик, прочитав ее, должен
сразу же читать следующий на ней рассказ.
Притча не появляется ни в одном классическом произведении,
но ее можно обнаружить в рукописных сборниках, которые дервиши
носят с собой, и время от времени она входит как составной
элемент в планомерный курс обучения.
Настоящий вариант взят из манускрипта, в котором
утверждается, что притча принадлежит мастеру Амир Сейнду Кулал
аль-Бухари, умершему в 1371 году.
КОРОЛЕВСКИЙ СЫН
Однажды в некоей стране, где все жили, как короли, была
одна семья. Безгранично счастливое существование этих людей
протекало в столь совершенном окружении, что его невозможно
описать в словах, используемых современным человеком.
Жизнь в этой стране, называемой Шарк, по-видимому, вполне
удовлетворяла юного принца Дхата, но однажды его родители
сказали ему: 'Любимейшее дитя, по обычаю нашей страны каждый
королевский сын, достигнув определенного возраста, должен
пройти через испытания далеких странствий. Это необходимо для
того, чтобы подготовиться к царствованию, заслужить уважение
себе подобных и с помощью внимательности и усилий развить
духовную стойкость, которая не может быть развита в человеке
никакими другими путями. Так было от начала дней и так будет
всегда'.
И вот принц Дхат стал готовиться к путешествию.
Родственники, снаряжая его в дорогу, снабдили его особой
пищей, которая поддерживала бы юношу на чужбине. Эти припасы
обладали чудесным свойством - хотя они были даны ему в
неограниченном количестве, они занимали очень мало места.
Кроме того, ему дали и нечто другое, о чем даже нельзя
упомянуть, и эта вещь, будучи правильно используема, ограждала
ее владельца от опасностей пути.
Дхат должен был направиться в страну Миср, но прибыть туда
он должен был тайно, ничем не выдавая своего истинного
происхождения. Родители дали ему в дорогу проводников, которые
должны были указывать путь в Миср, и облачили принца в одежды,
соответствующие его новому положению, - его наряд прекрасно
скрывал высокий королевский сан юноши.
Цель путешествия состояла в том, чтобы принести из Мисра
драгоценный камень, охраняемый ужасным чудовищем.
Итак, Дхат отправился в дорогу. Подойдя к границам Мисра,
проводники повернули назад, и дальше принц должен был идти
один, но еще раньше, в пути, он встретился с одним своим
соотечественником. Этот человек тоже направлялся в Миср с
миссией, подобной миссии Дхата, и молодые люди продолжали
путешествие вдвоем. То, что они были вместе, некоторое время
помогало им помнить о своем высоком происхождении, однако
вскоре климат и пища в новой стране погрузили их в какой-то
onksqnm, и Дхат