пользы
из своих наблюдений, потому что судишь о событиях в
соответствии со своими установившимися взглядами. Я снова
напоминаю тебе о твоем обещании'.
- Я понимаю, что не был бы здесь, если бы не мое обещание,
- ответил искатель. - И я также понимаю, что связан этим
обещанием. Поэтому прошу вас, дайте мне еще одну возможность.
Я буду учиться и работать, твердо придерживаясь своего
обязательства избавиться от привычных действий. Прогоните
меня, если я спрошу вас еще о чем-нибудь.
И вот мудрец и искатель снова оказались в пути. Вскоре они
прибыли в большой и процветающий город. Испытывая сильный
голод, они стали просить у жителей хлеба и воды, но никто не
давал им даже кусочка хлеба. Милосердие и священное
гостеприимство были незнакомы обитателям этого города, они
даже натравили на мудреца и искателя злых собак, от которых им
пришлось спасаться бегством.
Когда бедные путники, обессилевшие от голода и жажды,
выбрались, наконец, на окраину, мудрец сказал своему спутнику:
'Остановимся здесь ненадолго, мы должны починить эту
разрушенную стену'.
Они усердно трудились несколько часов подряд, изготовляя
из глины, соломы и воды кирпичи и восстанавливая стену. К
концу работы искатель был так измучен, что, потеряв над собой
контроль, выпалил: 'Нам никто не заплатит за это. Два раза мы
воздавали злом за добро, а теперь добром отплатили за зло. Я
устал и не могу идти дальше'.
- Успокойся, - сказал мудрый человек, - и вспомни наш
последний уговор: если ты меня еще о чем-нибудь спросишь, мы
тут же расстанемся. Здесь наши пути расходятся, у меня впереди
еще много дел.
Но прежде я объясню тебе смысл моих поступков, чтобы когда-
нибудь ты снова смог предпринять подобное путешествие.
Лодку я повредил для того, чтобы ее не отобрал у владельца
тиран, который как раз в это время захватывал лодки для войны.
Мальчик, которому я вывихнул ногу, когда вырастет, не сможет
ни захватить власть в королевстве, ни унаследовать ее, ибо по
закону этой страны управлять народом может только физически
здоровый человек. Что касается негостеприимного города, то в
нем живут два мальчика-сироты. К тому времени, когда они
вырастут, стена будет вновь разрушена, и под ней мальчики
найдут клад, оставленный им в наследство. Они будут достаточно
сильны, чтобы завладеть сокровищами и улучшить характер людей
их города, - это их предназначение.
А теперь иди с миром, ты свободен.
Это сказание рассказывается и пересказывается монахами на
Среднем Востоке как христианская история и служит для них
источником вдохновения, как писал Джеста Романорум.
Говорят, что рассказ этот впервые появился в 'Пустыннике'
Париелла. Католические священники уверяли в его испанском
происхождении. Так как на Западе никто не предполагал, что он
пришел с Востока, в течение долгого времени его, по-видимому,
не связывали с суфиями и даже не замечали, что он есть в
Коране: сура 18, 'Пещера'.
В настоящем варианте история была рассказана Джан-Кшан-
Ханом.
КАК БЫЛО ЗАРАБОТАНО ЗНАНИЕ
Давным-давно жил человек, решивший однажды, что он
нуждается в знании. Он оставил свою родину и отправился к дому
одного ученого человека.
Войдя к мудрецу, искатель сказал: 'Суфий, ты мудрый
человек. Надели меня частью знания, чтобы я мог увеличить его
и стать достойным, ибо сейчас я чувствую себя ничтожеством'.
Суфий ответил: 'Я смогу дать тебе знание, но только в
обмен на то, в чем я сам нуждаюсь. Принеси мне небольшой
коврик. Я должен отдать его человеку, который в дальнейшем
будет способен продолжать нашу святую работу'.
Человек отправился в ковровую лавку. 'Дай мне маленький
коврик, - сказал он ковровщику. - Я отнесу его суфию, который
за это даст мне знание. Ковер нужен ему, чтобы отдать его
человеку, который будет продолжать нашу святую работу'.
Ковровщик ответил: 'Что ты мне рассказываешь о каком-то
знании, суфии и человеке, который будет пользоваться ковром?
Какое мне дело до этого? Чтобы соткать ковер, мне нужны нитки.
Принеси мне немного ниток, тогда я помогу тебе'.
Человек снова отправился в путь на поиски того, кто дал бы
ему ниток. Он разыскал прядильщицу и обратился к ней:
- Прядильщица, дай мне ниток. Я отнесу их ковровщику, он
даст мне ковер, и этот ковер я отнесу суфию, который отдаст
его