ли это
было?.. - уже находилась в объятиях ветра. Она вспомнила также
- да и вспомнила ли?.. - что эта, хоть и не очевидная вещь,
вполне реальна, выполнима.
И речка воспарила в дружелюбные объятия ветра, который
легко и нежно подхватил ее и умчал далеко-далеко, за много
миль, где, достигнув горной вершины, осторожно опустил ее
вниз. А так как у реки, все же, были сомнения, она запомнила и
запечатлела в уме подробности этого опыта более обстоятельно.
- Да, вот теперь я познала свою истинную сущность, - так
размышляла река.
Река познавала, а пески шептали: 'Мы-то знаем; ведь день
за днем это происходит на наших глазах, потому что из нас,
песков, и состоит весь путь
- от берегов до самой до горы'.
Вот потому-то и говорят, что путь, которым потоку жизни
суждено продлиться в своем странствии, осуществляя
непрерывность, записан на песке.
Эта прекрасная история входит в устную традицию многих
m`pndnb и почти постоянно пребывает в обращении среди дервишей
и их учеников.
Она была использована в 'Мистической розе из королевского
сада' сэра Фэрфакса Картрайта, опубликованной в Англии в 1899
году.
Настоящий вариант принадлежит Аваду Афифи, тунисцу,
умершему в 1870 году.
СЛЕПЫЕ И СЛОН
За горами был большой город, все жители которого были
слепыми. Однажды какой-то чужеземный царь со своим войском
расположился лагерем в пустыне неподалеку от города. У него в
войске был огромный боевой слон, прославившийся во многих
битвах. Одним видом своим он уже повергал врагов в трепет.
Всем жителям города не терпелось узнать: что же это такое
- слон. И вот несколько представителей общества слепцов, дабы
разрешить эту задачу, поспешили к царскому лагерю.
Не имея ни малейшего понятия о том, какие бывают слоны,
они принялись ощупывать слона со всех сторон.
При этом каждый, ощупав какую-нибудь одну часть, решил,
что теперь знает все об этом существе.
Когда они вернулись, их окружила толпа нетерпеливых
горожан. Пребывающие в глубоком неведении, слепцы страстно
желали узнать правду от тех, кто заблуждался.
Слепых экспертов наперебой распрашивали о том, какой формы
слон, и выслушивали их объяснения.
Трогавший ухо слона сказал: 'Слон - это нечто большое,
широкое и шершавое, как ковер'.
Тот, кто ощупал хобот сказал: 'У меня есть о нем подлинные
сведения. Он похож на прямую пустотелую трубу, страшную и
разрушительную'.
'Слон могуч и крепок, как колонна', - возразил третий,
ощупавший ногу и ступню.
Каждый пощупал только одну из многих частей слона. И
каждый воспринял его ошибочно. Они не смогли умом охватить
целого: ведь знание не бывает спутником слепцов. Все они что-
то вообразили о слоне, и все были одинаково далеки от истины.
Созданное умозрением не ведает о Божественном. В сей
дисциплине нельзя проложить пути с помощью обычного
интеллекта.
Эта история приводится в переложении Руми - 'Слон в темной
комнате' - и взята из его книги 'Месневи'. Хаким Санаи
приводит эту же сказку в более раннем варианте в первой книге
своего суфийского классического произведения 'Окруженный
стеной сад истины'. Он умер в 1141 году.
И у того, и у другого автора история апеллирует к одному и
тому же аргументу, в соответствии с традицией,
употреблявшемуся суфийскими обучающими мастерами на протяжении
многих веков.
СОБАКА, ПАЛКА И СУФИЙ
Один человек в суфийской одежде шел однажды по дороге и,
увидев на дороге собаку, сильно ударил ее своим посохом.
Завизжав от боли, пес побежал к великому мудрецу Абу-Саиду. Он
кинулся ему в ноги и, продемонстрировав пораненную ногу, все
ему рассказал и попросил быть судьей между ним и тем суфием,
который обошелся с ним столь жестоко.
Мудрец призвал к себе их обоих и сказал суфию: 'О
безголовый! Как посмел ты так поступить с бессловесной
тварью?! Посмотри, что ты натворил!'
- Я тут ни причем, - возразил суфий. - Собака сама
виновата во всем. Я ударил ее вовсе не из прихоти, а потому,
что она запачкала мою одежду.
Однако пес продолжал считать себя несправедливо обиженным;
и тогда несравненный мудрец сказал ему: 'Дабы тебе не хранить
обиду до Великого Суда, позволь мне дать тебе компенсацию за
твои страдания'.
Собака ответила:
- О мудрый и великий! Увидев этого