чем я
умру, заклинаю тебя, исполни мое единственное желание, ибо ты
- причина моей гибели. Скажи, почему ты тогда улыбнулась мне?
- Глупец! - сказала принцесса. - Когда я увидела, каким
посмешищем ты себя выставил, я улыбнулась из жалости - и
только.
И, сказав так, принцесса скрылась.
В своем произведении 'Парламент птиц' Аттар говорит о
неправильном толковании человеком субъективных эмоций, которые
питают его веру в то, что переживаемый им определенный опыт
('улыбка принцессы') является особым даром ему ('обожание'), с
помощью которого они могут что-то приобрести, тогда как на
самом деле этот опыт может быть чем-то совершенно иным
('жалость').
Так как подобный вид литературы использует собственные
приемы, многие составили себе неверное представление о
суфийской классике, полагая, что она не имеет никакого
отношения к описанию психологических состояний.
УВЕЛИЧЕНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
Самовластный правитель Туркестана однажды вечером, слушая
рассказы дервиша, спросил его о Хызре.
- Хызр, - сказал дервиш, - приходит тогда, когда в нем
нуждаются. Человек, который схватит его за полы халата, когда
он появится, станет совершенным мудрецом.
- Это может произойти с каждым? - спросил король.
- Да, с каждым, кто достоин, - ответил дервиш.
- Кто 'достойнее' меня? - подумал король и тут же велел
издать указ: 'Того, кто приведет ко мне невидимого Хызра,
великого покровителя людей, я озолочу'.
Крики глашатаев услыхал бедный старик Бахтияр Баба. Он
ophxek к своей жене и сказал: 'У меня есть план. Скоро мы
разбогатеем, но потом мне придется умереть. Я этого не боюсь,
зато ты проживешь до конца своих дней в достатке'.
И вот Бахтияр Баба предстал перед королем и заявил, что в
течение 40 дней он сможет найти Хызра, если король выдаст ему
тысячу золотых.
- Если ты в самом деле приведешь Хызра, - сказал король, -
получишь еще 10 тысяч. Но если не приведешь, умрешь позорной
смертью в назидание тем, кто полагает, что можно шутить с
королями.
Бахтияр остался доволен этим условием и ушел, получив
тысячу золотых. Вернувшись домой, он отдал деньги жене, чтобы
она могла безбедно прожить остаток своих дней.
Все сорок дней он провел в размышлениях, готовясь к
переходу в другой мир.
На сороковой день он снова пришел к королю.
- Мой повелитель, - сказал он, - по своей жадности ты
решил, что с помощью денег сможешь вызвать Хызра. Но Хызр, как
известно, не появляется в ответ на призыв, обусловленный
жадностью.
От этих слов монарх пришел в бешенство.
- Негодяй, - взревел он, - ты поплатишься жизнью за свою
дерзость. Кто ты такой, чтобы смеяться над желаниями короля?!
Бахтияр как ни в чем не было продолжал:
- В легенде говорится, что с Хызром может встретиться
любой человек, но то, какую пользу он извлечет из этой
встречи, зависит от того, насколько чисты его намерения. Хызр,
говорят, может посетить человека, если он достоин его
посещения, и будет присутствовать столько времени, сколько
достоин его присутствия человек. Таковы условия, и не в нашей
власти что-либо изменить.
- Довольно разглагольствовать, - закричал король. - Этим
ты не спасешь свою жизнь. Остается только, чтобы мои министры
выбрали тебе казнь.
С этими словами правитель повернулся к своим министрам и
спросил:
- Какую смерть заслуживает этот человек?
Первый министр ответил: 'Его надо сжечь живьем в
предостережение другим'.
Второй министр, получив слово, сказал: 'Лучше всего
разрубить его на части'.
Третий министр высказался так: 'Я думаю, его нужно
отпустить и обеспечить всем необходимым для жизни, потому что
только нужда, которую испытывала его семья, толкнула его на
преступление'.
Лишь только министр окончил свою речь, в тронный зал вошел
древний старец и прямо с порога заговорил:
- Каждый из этих людей высказался так, как ему
подсказывало его скрытое пристрастие.
- Что это значит? - спросил удивленный король.
- Это значит, что первый министр был в прошлом пекарем.
Поэтому он предложил зажарить Бахтияра. Второй министр был
когда-то неплохим мясником, вот почему он посоветовал
четвертовать Бахтияра. Третий же министр изучал искусство
sop`bkemh государством и сумел разобраться в причинах этого
происшествия.
- Теперь