для тебя.
Эта история иллюстрирует, помимо всего прочего, любимую
суфиями идею о том, что истина 'пытается проявить себя' в
человеческом обществе, но она для каждого человека появляется
снова и снова в таких одеждах, в которых ее труднее всего
опознать, причем эти ее проявления, на первый взгляд, кажутся
не имеющими друг к другу никакого отношения.
Только развитие 'особого восприятия' дает человеку
возможность проникнуть в этот невидимый процесс.
КОРОЛЬ И БЕДНЫЙ МАЛЬЧИК
Человек не может самостоятельно пройти путь внутреннего
развития. В это путешествие не следует отправляться одному,
необходим руководитель. Руководителя в нашей притче мы
называем королем, а искателя - бедным мальчиком.
Рассказывают, что однажды король Махмуд обогнал свою
свиту. Мчась на коне во весь опор вдоль реки, он вдруг увидел
у самой воды маленького мальчика, ловившего неводом рыбу.
Ребенок казался очень несчастным.
Король резко осадил коня и, подъехав к мальчику, спросил
его:
- Дитя мое, почему у тебя такой печальный вид? Я никогда
не встречал человека более печального, чем ты.
Мальчик ответил:
- Ваше величество, нас семеро братьев. Наш отец умер, и мы
живем с матерью в крайней нужде. Чтобы как-то прокормиться, я
прихожу каждый день к реке и закидываю сеть. Если за день мне
не удается поймать ни одной рыбы, на ночь я остаюсь голодным.
- Сын мой, - сказал король, - если ты не возражаешь, я
помогу тебе. Мальчик согласился, и король Махмуд сам
закинул сеть, которая от
прикосновения королевской руки вернулась с богатым уловом.
Дилетанты обычно думают, что метафизические системы либо
отрицают ценность вещей 'этого мира', либо, наоборот, обещают
материальное изобилие.
В суфизме, однако, приобретение 'ценностей' не всегда
имеет только фигуральный или только буквальный смысл. Эта
притча великого Фарид ад-дина Аттара, взятая из его
произведения 'Парламент птиц', толкуется и буквально, и
символически. По утверждению дервишей человек, находящийся на
суфийском пути, может приобрести какие-то материальные вещи,
если это полезно пути так же, как ему самому. В равной степени
nm приобретает трансцендентальные 'ценности' - в соответствии
со своей способностью использовать их правильным образом.
ТРИ УЧИТЕЛЯ И ПОГОНЩИКИ МУЛОВ
Абд аль-Кадир пользовался такой необыкновенной
известностью, что мистики всех вероисповеданий стекались к
нему толпами. В его приемном зале, всегда переполненном
людьми, неизменно соблюдался высший этикет и царило
почтительное уважение к традиционным обычаям. Благочестивые
посетители придерживались в своих отношениях строгой иерархии:
ранг каждого определялся его личными достоинствами, возрастом,
репутацией его наставника и тем положением, которое он занимал
в своей общине.
Кроме того, они немало соперничали друг с другом в том,
чтобы как можно больше обратить на себя внимание султана
учителей, Абд аль-Кадира. Манеры его были безупречны.
Невежественные или невоспитанные люди на эти встречи не
допускались.
Но вот однажды три шейха, первый из Хорасана, второй из
Ирака и третий из Египта, прибыли в Даргах со своими
проводниками, неотесанными погонщиками мулов. Шейхи
возвращались после хаджа (паломничества в Мекку). В пути они
были до последней степени измучены грубостью и несносными
проделками своих проводников; одна мысль о том, что скоро они
избавятся от этих мужланов, радовала их не меньше, чем
предвкушение предстоящего лицезрения великого учителя.
Когда шейхи подошли к дому Абд аль-Кадира, он, против
своего обыкновения, вышел к ним навстречу.
Ни единым жестом приветствия он не обменялся с погонщиками
мулов, но с наступлением ночи, когда шейхи в темноте
пробирались в отведенные для них покои, они вдруг совершенно
случайно стали свидетелями того, как Абд аль-Кадир пожелал
спокойной ночи их проводникам, а когда те почтительно
прощались с ним, даже поцеловал им руки. Шейхи были изумлены и
поняли, что эти трое, в отличие от них самих, - скрытые шейхи
дервишей. Они последовали за погонщиками и попытались было
завязать с ними беседу, но глава погонщиков грубо осадил их:
- Идите прочь с вашими молитвами, бормотаниями, вашим
суфизмом и поисками истины. Тридцать