Идрис Шах

Сказки Дервишей

странном состоянии

между сном и бодрствованием, его посетило видение, такое ясное

и отчетливое, словно это происходило с ним наяву. Ему

казалось, что он стоит у ручья под деревом, рядом с валуном

странной формы и смотрит на золотое кольцо с драгоценным

камнем, который переливается зелеными огнями, яркими, как само

солнце. Вдруг он услышал голос:

- Это кольцо - венец веков, сапфир истины, кольцо самого

царя Соломона, сына Давида, да будет над ним мир и да

сохранятся его тайны.

Затем кольцо закатилось в расщелину под камнем, и

Сейфульмулюк очнулся. Было уже утро. Отдохнув за ночь и уже не

так остро ощущая голод, он поднялся и пошел бродить по

окрестностям Исфагана. Полный каких-то смутных предчувствий,

находясь все еще под властью своего ночного переживания, он

вдруг обнаружил себя в том самом месте, которое пригрезилось

ему ночью: он стоял под деревом у ручья, а рядом возвышался

тот самый валун. Под ним оказалась щель, и когда Сейфульмулюк

пошарил в ней палкой, из-под камня выкатилось уже знакомое ему

кольцо. Отмывая кольцо в ручье от грязи, Сейфульмулюк

воскликнул: 'Если это кольцо великого Соломона, да будет на

нем благословение, даруй мне, о дух кольца, избавление от моих

мучений'.

В то же мгновение земля под его ногами дрогнула, и голос,

подобный урагану, прогремел в воздухе: 'Через века, добрый

Сейфульмулюк, мы приветствуем тебя. Ты стал наследником

могущества Соломона, сына Давида, мир да будет над ним,

повелителя джиннов и людей. Я слуга этого кольца. Приказывай,

мастер Сейфульмулюк, мой господин'.

- Доставь сюда моих животных и пищу для них, - тут же

приказал Сейфульмулюк, не забыв добавить, - во имя Великого

Аллаха и во имя Соломона, нашего мастера, повелителя джиннов и

людей, да прославится он!

Только он это произнес, кот, птица и собака оказались

рядом, а перед ними лежала их любимая пища.

Сейфульмулюк потер кольцо.

- Приказывай, о обладатель кольца, - громовым раскатистым

голосом отозвался дух, - и любое твое желание будет исполнено,

если только оно должно быть исполнено.

- Во имя Соломона, мир да будет над ним, скажи мне, это и

есть конец? Ибо я должен заботиться об этих моих товарищах до

конца, так велел мой мастер ходжа Ансари из Герата.

- Нет, - ответил дух, - это еще не конец.

Сейфульмулюк решил обосноваться в этом месте. Джинн

выстроил для него домик с сараем для животных и каждый день

приносил им пищу и все необходимое для жизни. Жители

окрестностей, видя, что Саид Баба, отец Саида, как они его

называли, никогда не покидает своего жилища, поражались

святости человека, 'который обходится без пищи и живет с

ophpswemm{lh животными'.

Когда Саид Баба не был занят изучением своих путевых

записей и размышлениями о своей жизни, он наблюдал за котом,

собакой и птицей, изучая их повадки. Они вели себя по-разному,

соответственно своей природе. Хорошие качества он поощрял в

них, дурные порицал и часто рассказывал им о великом ходже

Ансари и трех советах.

Время от времени его навещали святые странники,

проходившие мимо. Многие из них пытались вступить с ним в

беседу о духовном или сообщить ему о своих собственных

индивидуальных путях. Но Саид Баба отказывался их слушать и

всегда в таких случаях говорил:

- Мне необходимо выполнять свое задание, которое дал мне

учитель. Каково же было его изумление, когда однажды кот

заговорил с ним на

понятном ему языке.

- Мастер, - сказал кот, - у тебя есть задание, и ты должен

его выполнять. Но неужели тебя не удивляет, что время, которое

ты называешь 'концом', все не приходит?

- В действительности я не удивляюсь этому, - сказал Саид

Баба, - ведь я понимаю, что на выполнение этого задания может

уйти добрая сотня лет.

- Вот здесь ты и ошибаешься, - заговорила вдруг птица, -

потому что не учишься тому, чему ты мог бы учиться у путников,

проходящих по этой дороге. Ты еще не осознал, что, хотя эти

люди внешне отличаются друг от друга, точно так же, как и мы,

животные, кажемся тебе разными, все они приходят к тебе из

одного источника учения: сам ходжа Ансари посылает их, чтобы

проверить, развил ли ты в себе достаточную проницательность,

чтобы последовать за ними.

- Если это так, - сказал Саид Баба, - чему я нисколько не

верю, объясните мне, как это может